Шведская школа
Шве́дская шко́ла (стокгольмская школа), национальное направление экономической мысли, внёсшее значительный вклад в становление макроэкономики. Сложилась в 1930-х гг. под воздействием идей шведских экономистов К. Викселля, Г. Касселя, Д. Давидсона (1854–1942), параллельно кейнсианству.
Категориальный аппарат школы был разработан прежде всего Э. Линдалем и Г. Мюрдалем – понятие общественных благ; разграничение временно́го/межвременно́го равновесия в экономике и перспективных/ретроспективных (ех ante/ex post) оценок. На этой основе были сформулированы принципы макроэкономической политики, реализованные правительствами Социал-демократической рабочей партии Швеции (СДРПШ): расширение круга производимых государством общественных благ; прогрессивное налогообложение и социальные трансферты; регулирование центральным банком процентной ставки для уравновешивания сбережений и инвестиций и смягчения циклических колебаний.
Теоретическую базу реформистско-социалистической модели шведского «народного дома» (см. Шведская модель) дополнила разработка экономистами Центрального объединения профсоюзов Швеции Л. Й. Реном (1913–1996) и Р. Мейднером (1914–2005) стратегии государственной поддержки переквалификации и трудовой мобильности рабочих («занятость на крыльях»), нацеленной на сохранение полной занятости и высокой заработной платы в условиях структурных и конъюнктурных изменений в промышленности. Однако модель Рена – Мейднера критиковали представители праволиберального крыла шведской школы Б. Улин и Э. Лундберг. К шведской экономической школе примыкал ставший генеральным секретарём ООН Д. Хаммаршёльд.
Кризис контрциклического регулирования, приведшего в 1970-х гг. к глобальной стагфляции, и сопутствующее снижение международной конкурентоспособности шведских товаров обусловили усиление неолиберальных тенденций внутри шведской школы. А. Линдбек (1930–2020) и другие представители поздней шведской школы критиковали политику СДРПШ и профсоюзы за бюрократизацию, уравнительность, дестимулирование инвестиций в человеческий капитал. Стремление шведских, как и других европейских, экономистов добиваться научного признания прежде всего публикациями в американских журналах привели к «растворению» особого шведского направления макроэкономической теории.
Однако в начале 21 в. появилось понятие «шведская школа экономического роста» для обозначения нового направления, сочетающего традиции, идущие от К. Викселля, с динамическим подходом в духе идей австрийско-американского экономиста и социолога Й. Шумпетера. В центре внимания новой школы – проблема создания «блоков» компетенций и институтов, необходимых для экономического роста на основе инновационного предпринимательства.