Тег

Скульпторы России

Скульпторы России
Найденo 19 статей
Леонид Соков. Серп и молот. Кинетический объект. 1990
СкульпторыСкульпторы
Соков Леонид Петрович
Со́ков Леони́д Петро́вич (1941–2018), российский скульптор, живописец, график. Автор арт-объектов и инсталляций. Начинал как скульптор-анималист, работал для скульптурных комбинатов; с конца 1960-х гг. преимущественно создавал скульптуры из кованого железа, дерева («Чурбан», 1973, Третьяковская галерея, Москва). С 1973 г. участвовал в выставках художников-нонконформистов. В 1979 г. эмигрировал в США. Для творчества Сокова характерна ирония, основанная на изображении политических и культурных символов в псевдофольклорной, нарочито сниженной форме – например, с отсылкой к народной игрушке [«Хрущёв-неваляшка», 1983, Художественный музей Зиммерли Университета Ратгерса, Нью-Брансуик (штат Нью-Джерси)] или к советскому китчу («Сталин и Мэрилин», 1986, собрание автора) – и позволяющая обозначить стиль Сокова как «политическую сказку» или «фольклорный поп-арт».
Педагоги, деятели образования
Жуков Иннокентий Николаевич
Жу́ков Инноке́нтий Никола́евич (1875–1948), российский педагог, один из организаторов скаутского и пионерского движения, скульптор, писатель. Именно он предложил слово «пионер» для обозначения участников новой детской организации в СССР, девиз «Будь готов!» и ответный клич «Всегда готов!», заимствованные у скаутов, а также изображение костра на пионерском значке и пионерский галстук в форме треугольного лоскута алой материи.
Педагогика и образование
Скульпторы
Залеман
За́леман, российские скульпторы 19 – начала 20 вв., отец и сын. Роман Карлович Залеман (Роберт Иоганн) (1813–1874), академик (1858) и профессор (1868) Императорской Академии художеств (ИАХ). Работал преимущественно в монументальной скульптуре в русле академизма (барельефы южного портала Исаакиевского собора, начало 1840-х гг.; ангел на шпиле Петропавловского собора, оба – в Санкт-Петербурге). Автор портретных бюстов, анималистических статуэток. Гуго Романович Залеман (Гуго Робертович) (1859–1919), академик ИАХ (1889). Создавал произведения на религиозные и мифологические темы в позднеакадемической манере (барельефы на дверях Владимирского собора в Киеве, 1890-е гг.; фриз «Олимпийские игры» на аттике здания Музея изящных искусств, ныне Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве, 1902–1904).
Гуго Залеман. Каменный век. 1899
Скульпторы
Шервуд Леонид Владимирович
Ше́рвуд Леони́д Влади́мирович (1871–1954), российский скульптор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1946). Сын архитектора Владимира Осиповича Шервуда. Участвовал в реализации Плана монументальной пропаганды (бюст А. Н. Радищева, установлен в Петрограде и Москве в 1918). Исполнил для установки в государственных учреждениях бюст И. В. Сталина (1928) и др. Образец социалистического реализма – гипсовая статуя «Часовой» (1933, Третьяковская галерея, Москва).
Леонид Шервуд. Часовой. 1933
Скульпторы
Мартос Иван Петрович
Ма́ртос Ива́н Петро́вич [1754(?)–1835], российский скульптор, педагог; академик (1782), член Совета (1788), профессор (1794), ректор по скульптуре (1814–1831), почётный ректор (1831–1835) Императорской Академии художеств (ИАХ); действительный статский советник (1818; удостоен за памятник Минину и Пожарскому, 1804–1815, Красная площадь, Москва). Представитель классицизма. Один из новаторов в области мемориальной пластики в России: надгробия С. С. Волконской, Третьяковская галерея, Москва; М. П. Собакиной, Донской монастырь, Москва, оба – 1782; Е. И. Гагариной, 1803, Александро-Невская лавра, Санкт-Петербург; кенотафы «Памятник родителям», 1807; «Супругу-благодетелю», 1809, оба – Павловск). Принимал участие в скульптурном оформлении фасадов строившегося в Санкт-Петербурге Казанского собора. Преподавал в ИАХ с 1779 г.
Дмитрий Антонелли. Портрет ректора Академии художеств скульптора Ивана Петровича Мартоса. 1820
Творческие союзы, ассоциации, объединения
Общество русских скульпторов
О́бщество ру́сских ску́льпторов, российское художественное объединение. Существовало в 1925–1932 гг., его членами были наиболее известные московские скульпторы (В. Н. Домогацкий, Н. А. Андреев, И. М. Чайков – все председатели; Н. И. Альтман, А. С. Голубкина, И. В. Клюн, С. Т. Конёнков, Б. Д. Королёв, В. И. Мухина, И. Д. Шадр, С. Д. Эрьзя и др.). Своей главной задачей ставило создание нового монументального стиля в скульптуре. Деятельность общества способствовала консолидации мастеров различных направлений при сохранении каждым индивидуальной творческой манеры.
Иосиф Чайков. Волейбол. Начало 1930-х гг.
Скульпторы
Комов Олег Константинович
Ко́мов Оле́г Константи́нович (1932–1994), российский скульптор, народный художник СССР (1987), действительный член Академии художеств СССР (1988). В конце 1950 – 1960-х гг. работал преимущественно в станковой пластике, создавая жанровые композиции и портреты в русле сурового стиля. В начале 1970-х гг. обратился к созданию монументальных по размерам, но камерных по духу памятников деятелям истории и культуры. Автор скульптурной пушкинианы. Лауреат Государственной премии СССР (1981).
Олег Комов. 1980
Живописцы
Васнецов Андрей Владимирович
Васнецо́в Андре́й Влади́мирович (1924–2009), российский живописец, монументалист, скульптор, педагог, заслуженный художник РСФСР (1976), народный художник РСФСР (1985), народный художник СССР (1991); член-корреспондент Академии художеств СССР (1988), действительный член Российской академии художеств (1991). Один из ключевых представителей сурового стиля и послевоенного советского модернизма. Автор станковых («Завтрак», 1960; «Автопортрет с семьёй», 1976) и монументальных живописных (сграффито «Москва и Варшава» в вестибюле гостиницы «Варшава» в Москве, 1960–1961; мозаика на фасаде кинотеатра «Октябрь» в Москве, 1967, совместно с Н. И. Андроновым и В. Б. Элькониным), декоративных скульптурных композиций (на здании Дворца культуры химиков в Уфе, 1972; «Фонари» на фасаде нового здания МХАТ в Москве, 1972; скульптурная группа «История транспорта» в Тольятти, 1972–1975). Преподавал в Московском полиграфическом институте (с 1975; заведующий кафедрой рисунка, живописи и композиции, 1980–2003). Государственная премия СССР (1979).
Николай Андронов. Портрет Андрея Васнецова. 1967
Живописцы
Стеллецкий Дмитрий Семёнович
Стелле́цкий Дми́трий Семёнович (1875–1947), российский живописец, скульптор, сценограф. В 1903–1913 гг. жил в Санкт-Петербурге. Член Союза русских художников (СРХ, с 1910), общества «Мир искусства» (с 1912). Автор картин на сюжеты из истории и быта Древней Руси («Соколиная охота», 1904, Смоленский государственный музей-заповедник), декоративных панно («Сражение», 1906), полихромных скульптур из дерева и гипса – «Знатная боярыня (Марфа Посадница)» (1910,оба варианта – Русский музей, Санкт-Петербург), иллюстраций к «Слову о полку Игореве» (1900–1906, Третьяковская галерея, Москва). Оформлял спектакли («Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова, 1910, Мариинский театр). В начале Первой мировой войны 1914–1918 гг. находился в Париже, в Россию не вернулся. Жил близ г. Канны на юге Франции. Один из организаторов общества «Икона» в Париже (1925).
Дмитрий Стеллецкий. Пролог. Эскиз декорации к опере «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова. 1910
Скульпторы
Пологова Аделаида Германовна
По́логова Аделаи́да Ге́рмановна (1923–2008), российский скульптор, действительный член Российской академии художеств (2001), заслуженный художник Российской Федерации (2002). Жила в Москве. В работах сочетала классическое понимание формы с традициями народного искусства и элементами примитивизма; часто использовала полихромию, сочетая различные материалы. Среди работ – «Ужин в семье колхозника К. Буланова» (шамот, роспись, 1972, Третьяковская галерея, Москва), портреты современников (пианистки М. В. Юдиной, бронза, 1967, Третьяковская галерея). Работала в области монументально-декоративного искусства (интерьер ресторана «Москва» в Олимпийской деревне в Москве, 1980). Государственная премия СССР (1989).
Аделаида Пологова. Иди и след мой сохрани. 1987
1
2