Живописный рельеф
Живопи́сный релье́ф, разновидность скульптурного рельефа. Уподоблен произведениям живописи благодаря снятию резкого противопоставления гладкой плоскости фона и объёма изображения.
Различаются три типа живописного рельефа. В искусстве эллинизма этим понятием обозначают рельефные жанровые сцены, в которых, как и в живописи этого периода, фон заполнен элементами пространственной среды, при этом сама среда передана условно, иллюзия трёхмерного пространства отсутствует. В поздней Античности появился живописный рельеф, создающий эффект бурного движения: фон, целиком заполненный фигурами, не играет в нём самостоятельной художественной роли. Этот тип представлен пластикой римских саркофагов, иногда его использовали и художники Возрождения (кафедры Нино Пизано и Джованни Пизано; «Битва кентавров» Микеланджело, 1490–1492, Каза-Буонарроти, Флоренция).
В искусстве итальянского Раннего Возрождения понятие живописного рельефа применяется по отношению к т. н. рельефу-картине, который сформировался в творчестве Донателло и Л. Гиберти. Его отличительные особенности – применение перспективы, ракурсов и чередования планов для создания иллюзии пространства, передачи архитектурной или пейзажной среды. Широкое использование линейного рисунка приближает ренессансный живописный рельеф к графике и даёт возможность создавать многофигурные повествовательные сцены. Техникой, позволившей осуществить эти сложные многоплановые построения, стал сплющенный рельеф, создающий иллюзию глубокого пространства на реальной глубине в несколько миллиметров.
Совершенствуясь, живописный рельеф совместил изобразительные возможности сплющенного рельефа с пластикой барельефа. Такой рельеф использовался как часть крупных архитектурно-скульптурных ансамблей (алтарей, надгробий, кафедр и др.), но мог существовать и в качестве станкового, заключённого в раму, подобно картине. В дальнейшем выработанный в эпоху Возрождения тип живописного рельефа стал неотъемлемой частью пластики барокко и Новейшего времени.