Ринальди Антонио
Рина́льди Анто́нио (Antonio Rinaldi) (около 1709, Неаполь, по другим данным, 1710, Палермо – 10.4.1794, Рим), итальянский и российский архитектор.
Учился первоначально у дяди-живописца, затем в Неаполе у Л. Ванвителли; руководил реконструкцией римских акведуков и строительством собора монастыря Санта-Мария-Маддалена в Пезаро по проекту учителя (1740–1747; предположительно, автор интерьеров), в дальнейшем участвовал в составлении проекта фасада для Миланского собора (1748–1749) и подготовительных работах к возведению Королевского дворца в Казерте (начат в 1752). В Риме сотрудничал с К. Муреной при разработке им проекта перестройки монастыря Сан-Агостино.
В 1750 г. граф К. Г. Разумовский заказал Ринальди проект перепланировки Батурина (ныне Нежинский район Черниговской области), с гетманской резиденцией и университетом (1750-е гг., осуществлён частично, постройки не сохранились). Прибыв в Киевскую губернию в 1752 г., спроектировал дворец в Глухове (ныне Шосткинский район Сумской области; 1750-е гг., не реализован) и Воскресенский собор в Почепе (ныне Почепский район Брянской области; осуществлён архитектором А. Г. Яновским между 1765 и 1771). Работая в России, не терял профессиональных связей с Италией, что давало возможность приобретать в Италии материалы и инструменты, а также приглашать итальянских художников для убранства интерьеров (в том числе Дж. Б. Тьеполо).С 1754 г. работал в Санкт-Петербурге, с 1756 г. придворный архитектор (исполнял заказ «малого двора», т. е. четы наследников престола). В этом статусе произвёл большие строительные работы в Ораниенбауме (ныне г. Ломоносов Ленинградской области): дворец Петра III (1758–1762), Китайский дворец (1762–1768), Катальная горка и одноимённый павильон (1762–1774) считаются самыми характерными примерами архитектуры рококо в России. Для ансамбля Собственной дачи в Ораниенбауме спроектировал сад, соединивший в себе приёмы регулярного и пейзажного стилей парковой архитектуры.
Особенность работ Ринальди – ориентация на немецкие образцы стиля: так, влияние мюнхенского Нимфенбурга отразилось в планировке Большого дворца в Гатчине (1766–1781, перестроен), хотя фасады выдержаны в духе английской замковой архитектуры. При создании интерьеров Гатчинского и Мраморного дворцов (1768–1785) обратился к входившему в моду «греческому вкусу» (раннему классицизму). Система обработки фасадов Мраморного дворца воспроизводит приёмы, характерные для Ванвителли и усвоенные Ринальди. В столь же компромиссном ключе по его проектам построены Екатерининский собор в Ямбурге (ныне г. Кингисепп Ленинградской области) (1764–1782) и Князь-Владимирский собор в Санкт-Петербурге (1766–1772).
Для православных храмов, спроектированных Ринальди, типично пятиглавие, обработка фасадов ордерными пилястрами, рельефные наличники оконных проёмов, лучковые завершения дверей и сандрики. Кроме того, в Санкт-Петербурге построил корпуса пеньковых складов на Тучковом буяне (1763–1772), после Ж.-Б. Валлен-Деламота завершил католическую церковь Святой Екатерины (1783), начал постройку третьего Исаакиевского собора (1768–1802, осуществлён с изменениями, не сохранился) и Большого театра (т. н. Каменного; с 1775). В Царском Селе (ныне г. Пушкин Ленинградской области) возвёл Кагульский обелиск (приписывается; 1771), Чесменскую колонну (1774–1776), Китайский театр (1778–1779) и другие сооружения. В 1784 г. вернулся в Италию.