Семиес
Семи́ес (семис, семи; аравак. zemi, сemi), божества и духи-покровители, а также их изображения у индейцев таино. Первые упоминания о почитании деревянных идолов-семиес коренными жителями Эспаньолы встречаются в дневниках Х. Колумба; по его заданию описание этого феномена осуществил монах ордена иеронимитов Рамон Пане.
Каждый член общества таино должен был обрести собственного духа-покровителя и придать ему соответствующий образ, что, возможно, было связано с обрядом инициации. У человека могло быть до 10 семиес. Существовали и родовые семиес, которые передавались по женской линии. Помимо личных покровителей, были и семиес «общего назначения», которые можно было приобрести путём захвата или даже торговли. Наиболее сильными покровителями (и, соответственно, их изображениями) обладали шаманы-бехик и вожди-касики; семиес выступали их союзниками, с которыми они советовались и у которых просили о помощи; в том числе духи-семиес укрепляли силу касиков в борьбе с врагами (после появления европейцев прежде всего помогали в противодействии конкистадорам). При этом христианские святые и иконы воспринимались таино как семиес испанцев. Такое представление затем перешло в афро-карибские культы. Специалисты усматривают также определённое соответствие между представлениями о семиес и характеристиками духов-ориша в кубинской синкретической религии сантерия.
Согласно представлениям таино, многочисленные духи могли воплощаться в фигурки животных, людей, мифических персонажей, которым часто придавали форму треугольников. Идолов-семиес вырезали из камня, глины, дерева, раковин и кораллов, костей (как правило, человеческих) или вышивали на ткани. В целом преобладали изделия из дерева, причём нескольких определённых пород, которые считались вместилищем духов; наибольшим поклонением пользовалась сейба (Ceiba pentandra, или хлопковое дерево), ветки которой сами по себе могли почитаться как воплощение духов-семиес. Тригонолиты (каменные предметы с тремя вершинами и прорезанными окружностями-глазка́ми), вероятно, символизировали клубни маниока (юки), основного растения для приготовления лепёшек; обладание такими семиес способствовало стабильным урожаям. Во время проведения церемоний фигурки-семиес могли крепить на т. н. каменные ошейники, имеющие отношение к ритуальной игре в мяч, которые тоже становились семиес, особенно если на них были вырезаны изображения. Фигурки-семиес могли использоваться как реликварии, в которых сохраняли кости предков. В ходе ритуальных действий ареитос фигурки одевали в одежды и «кормили» хлебом из кассавы (маниоковой муки); они выступали в качестве посредников с миром духов. Считалось, что если человек забывал покормить своих семиес, то мог заболеть. Резные, обычно антропо- и зооморфные фигурки использовались также в качестве ножки переносного столика, на поверхность которого насыпали галлюциногенный порошок кохоба; его вдыхали через нос с помощью пары тростинок или специальных трубочек, изготовленных из дерева или птичьих костей. Для этого также могли использовать специальные чаши, нередко зооморфные, с двумя носиками, которые были украшены резным орнаментом, часто с красно-белой раскраской. Это действо, связанное с шаманскими обрядами, практиковалось во многих палеоиндейских культурах Южной Америки. Согласно поверьям индейцев, так устанавливался контакт с духами. Таино считали, что украшение фигурками-семиес предметов, использовавшихся в обрядах (подставки для порошка, лопаточки для ритуального очищения, скамейки-духо для участников с высоким статусом), подчёркивало культовую принадлежность предметов и наделяло особой силой.
Наскальные (главным образом пещерные) изображения с преобладанием антропоморфных фигур и личин также могли трактоваться таино как семиес и придавать сакральный статус той местности, где были размещены. К таким семиес относились также изображения на мегалитических каменных блоках, выделявших центральную площадь в поселениях таино позднего периода (накануне прихода европейцев). Появление монументальных культовых мест связывается исследователями с централизацией власти местных правителей.
В современной науке существует концепция о том, что культ семиес, по крайней мере в самых крупных вождествах, оформился в особую религию – семиизм, в рамках которой некоторые семиес следует трактовать как изображения конкретных богов из обширного мифологического пантеона таино. Так, особо почитаемыми божествами были верховный бог Юкаху, его жена – богиня плодородия Атабей, солярное божество Боиноэль, к которому обращались с молитвами о дожде.
В обрядах, связанных с семиес, специалисты видят сходство с шаманскими обрядами народов, населявших низовья Амазонки. В то же время в самом оформлении этих фигур много общего с зоо- и антропоморфной керамикой различных культур на территории современной Колумбии и стран Центральной Америки. Учёные также отмечают значительное сходство древней американской пластики с японскими глиняными фигурками догу, что даже послужило основанием для гипотезы о существовании древних трансокеанских контактов, которая, впрочем, была критически воспринята научным сообществом. В то же время в рамках типологического единства феномен семиес может стать своего рода эталоном для изучения других традиций, поскольку в его исследовании используется комплекс археологических, этнографических и письменных источников.
В 1989 г. в районе Коабей муниципалитета Хаюя (Пуэрто-Рико) был открыт специализированный Музей семиес. Изобразительное богатство семиес оказало влияние на современное искусство Карибского региона – не только прикладное, но и станковое (например, художника В. Лама и др.).