Йопо
Йо́по (кохо́ба; исп. yopo, cohoba), галлюциногенный порошок из семян дерева анаденантеры иноземной (Anadenanthera peregrina, или Piptadenia peregrina), используемый в ритуальных целях коренными народами Амазонии, Оринокии, Карибских о-вов, а также некоторых других районов Южной Америки. В Венесуэле распространено название «йопо», в Карибском регионе – «кохоба».
Основной ареал распространения дерева Anadenanthera peregrina – области к северу от реки Амазонка. Стручки, в которых находятся семена, созревают в январе – феврале, и их собирают впрок в больших количествах, часто превращая сбор в подобие церемонии. Как правило, сначала семена перемалывают в однородную массу, затем обжаривают на противне на медленном огне. После обжарки массу можно хранить для дальнейшего использования; её перемалывают в порошок мелкого помола серо-тёмно-зелёного цвета, который смешивают с известью, получаемой из перетёртых ракушек (улиток) или золы от сожжённых растений определённого вида. Дополнительные ингредиенты, вероятно, нужны лишь для того, чтобы йопо не слёживался во влажном климате.
Для приготовления, хранения и приема йопо существуют различные приспособления: плоские округлые деревянные дощечки для толчения семян Anadenanthera peregrina, раковины речных улиток для хранения порошка, V-образные полые трубочки из костей птиц для вдыхания, костяные ложечки, пестик для размалывания семян, специальная корзина. С ритуалом приема йопо (кохобы) связаны скамейки духо на Больших Антильских о-вах, на которых, развалившись, восседали участники церемонии.
Предположительно, центром возникновения традиции употребления йопо был бассейн реки Ориноко. С северного побережья Южной Америки йопо распространился на Большие Антильские о-ва. Он существовал в древних культурах Северных Анд (Колумбия, муиски), Панамы и Коста-Рики. В 21 в. употребление йопо локализуется в основном в традиционных культурах коренных жителей Амазонии и Оринокии. В конце 15 в. испанские хронисты и первооткрыватели (Р. Пане, Б. де Лас Касас, Х. Колумб) описали прием йопо (кохобы) коренным населением Эспаньолы (Гаити). Первое этнографическое описание йопо на примере индейцев майпуре (бассейн Ориноко) сделал в 1801 г. немецкий натуралист А. фон Гумбольдт.
Йопо употребляют только мужчины. Галлюциноген принимается через нос самостоятельно (с использованием трубочек из костей птиц) или вдувается участниками ритуала друг другу через нос с помощью тростниковой или бамбуковой трубки длиной около 60–80 см.
Активное вещество, содержащееся в йопо, – триптамин [формируемый диметилтриптамином (DMT) и 5-гидроксидиметилтриптамином (буфотенином)] воздействует на слизистую оболочку человека. Эффект от воздействия йопо ощущается через несколько секунд. В зависимости от силы воздействия йопо на организм конкретного индивидуума возникают побочные эффекты: подёргивание мышц, головокружение, бесконтрольное выделение из носа мокроты, тошнота, нарушение координации нижних конечностей, поэтому принявшие йопо, как правило, остаются сидеть на своём месте.
Понятие «йопо» стало словом лингва франка на территории Венесуэлы и Колумбии. Однако словом «йопо» в этих и сопредельных районах, очевидно, также называли похожие по воздействию галлюциногены и нюхательные смеси, получаемые коренными народами из других растений: эпена и ньякуана (Венесуэла, вайка, екуана), мыно, яки, парика (Колумбия, Бразилия, социокультурная общность Ваупес – из Virola calophylla, Virola calophylloidea и Virola theiodora), рапе (Перу, Бразилия, у народов языковой семьи пано – из Maquira sclerophylla или Olmedioperebea sclerophylla), точно идентифицированных исследователями (Ричард Эванс Шултс) только в середине 20 в.
В тех местах Центральной и Южной Америки (Андский регион, Аргентина), где Anadenanthera peregrina не произрастает, вероятно, ранее использовался аналог йопо – галлюциногенные порошки вилка и себил из зёрен Anadenanthera colubrina. Считается, что знание о вилка и себил было почти полностью утрачено вместе с искоренением европейцами традиции их использования.
Существует несколько способов производства йопо из Virola: путем соскабливания внутреннего слоя коры дерева (высушенная тонкая стружка долго хранится; при необходимости её измельчают в порошок); сбор сока, выделяемого при нагреве коры (густую пасту высушивали, а затем перемалывали); стружку месили изнутри свежесобранной коры, чтобы получить густую пасту, которую затем сушили на солнце. Эта же смола использовалась вайка в качестве яда для наконечников стрел.
У разных народов региона употребление йопо имеет разную форму: сложной церемонии (у яномама, считается, что галлюциноген помогает шаману наладить связь с духами хекула; приняв порошок, шаман поёт, пританцовывает и активно жестикулирует); обыденного действа (в колумбийской Амазонии, как правило, для поддержания разговора мужчин) или духовно-медицинской церемонии (у пано, для поддержания физического тонуса организма).
В различных районах Амазонии и Оринокии разновидности йопо для усиления его воздействия на организм человека часто смешивают с дополнительными растительными и животными ингредиентами: в йопо из Maquira sclerophylla добавляют ядовитые выделения древесной лягушки Phyllomedusa bicolor, а также другие растительные ингредиенты, число которых иногда доходит до пяти (пано); йопо из Virola может употребляться как отдельно, так и совместно с другими галлюциногенами [мамбе и аяуаской (яхе), социокультурная общность Ваупес]; с табаком, заложенными за нижнюю губу (у яномама).
В Российской Федерации получаемые из Anadenanthera peregrina вещества включены в качестве наркотических средства в Список I Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю (оборот запрещён). В странах Южной Америки право коренных народов на использование йопо никак не регулируется.