#Обряды жизненного циклаОбряды жизненного циклаИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегОбряды жизненного циклаОбряды жизненного циклаНайденo 9 статейБожестваБожества СемиесСеми́ес, божества и духи-покровители, а также их изображения у индейцев таино. Каждый член общества должен был обрести собственного духа-семиес и придать ему соответствующий образ. Семиес вырезали из камня, глины, дерева, раковин и кораллов, костей или вышивали на ткани. Наскальные изображения также могли трактоваться как семиес. Фигурки-семиес украшали предметы, использовавшиеся в различных обрядах. Изобразительное богатство семиес оказало большое влияние на современное искусство Карибского региона.Антропологи, этнологи Геннеп Арнольд ванГе́ннеп Арно́льд ван (1873–1957), французский антрополог и фольклорист. Учился в Высшей школе практических исследований при Сорбонне и в Национальной школе восточных языков (изучал египтологию и арабский язык). В 1897–1901 гг. работал школьным преподавателем французского языка в г. Ченстохова (ныне в составе Силезского воеводства, Республика Польша). Затем во Франции занимал должность главы отдела переводов Министерства сельского хозяйства (1901–1908). В 1908 г. начал издание Révue des études ethnographiques et sociologiques (с франц. – «Журнал этнографических и социологических исследований»). В 1912–1915 гг. заведующий кафедрой этнографии и истории цивилизаций в Университете Невшателя (Швейцария); одновременно заместитель директора в местном Этнографическом музее. Затем работал в информационном отделе Министерства иностранных дел Франции (1916–1922). Параллельно продолжал научную работу, сосредоточившись с 1924 г. на изучении фольклора Франции. Наиболее значимым вкладом ван Геннепа в этнографическую теорию стало понятие обрядов перехода (франц. rites de passage) (монография «Обряды перехода» опубликована в 1909).Религиозные ритуалы, обряды, практики Восточнославянская похоронная обрядностьВосточнославя́нская похоро́нная обря́дность, комплекс обрядов русских, украинцев и белорусов, сопровождающих смерть (завершение жизненного цикла) человека, а также акты поминовения умершего. Состоит из трёх основных этапов: подготовки к смерти, обряда погребения и поминок. Восточнославянский погребальный обряд из всех обрядов перехода сохраняет наибольшее количество архаичных черт; он более однороден, устойчив и единообразен, чем другие обряды жизненного цикла.Религиозные ритуалы, обряды, практики Севернорусский свадебный обрядСевернору́сский сва́дебный обря́д, региональный вариант русского свадебного обряда, сформировавшийся на территории Русского Севера. Наряду с севернорусским выделяют среднерусский и южнорусский варианты свадебного обряда (А. В. Гура, И. И. Шангина, Б. Б. Ефименкова). В северном типе свадебного обряда сохранились многие архаические ритуальные действия, направленные на санкционирование нового социального статуса невесты: ритуальное мытьё невесты в бане, обрядовые действия с волосами невесты, голошения, прощание с «волей». Распространён на севере Европейской части России (Архангельская, Вологодская, Мурманская области, Республика Карелия, Коми), северо-западе (Псковская, Новгородская, Ленинградская области) и в Верхнем Поволжье. Определяется учёными как «свадьба-похороны», основные действия происходят вокруг фигуры невесты, связаны с переживанием перехода в чужой дом.Костюмные комплексы Швальмский свадебный костюмШвальмский свадебный костюм. Свадебный костюм области Швальм в Гессене сложился к началу 19 в. Костюм невесты представлял собой уже наряд замужней женщины, который она в дальнейшей жизни надевала как праздничный. Он состоял из длинной белой рубахи лейненхемд (Leinenhemd), выглядывающей из-под юбок, поверх которой надето два корсета мидер (Mieder), один из которых, нижний, – белый, а другой, верхний, – голубой, украшенный богатой вышивкой. Сверху был надет жилет из бархата с приколотой твёрдой вставкой (брустштекер, Bruststecker), состоящей из золотной и серебряной вышивки. На рубахе при помощи специальной «упряжи» геширрхен (Geschirrchen) фиксировались, в зависимости от социального положения женщины, от 9 до 14 юбок; верхняя юбка из чёрной шерсти, поверх неё шёлковый чёрный фартук шюрце (Schürze). На спине у невесты находилась т. н. доска (бретт, Brett) – веер из бархатных лент. На плечах и вокруг шеи – чёрный шёлковый плат с цветной окантовкой и зелёными шёлковыми кистями, а также жёсткий синий кружевной воротничок, так называемый штриффель (Striffel), бусы из янтаря кёнигсбергской огранки и 2 ряда дутых богемских бус из зелёного и посеребрённого стекла. Сложный головной убор, т. н. гешаппель (Geschappel), укрепляли на заплетённых в косы волосах. Это собранная из тридцатиметровых шёлковых лент конструкция, которая закрывает всю голову, оставляя лишь лицо невесты открытым. Гешаппель венчала корона из разноцветных дутых стеклянных бусин, в которые вплетены 2 кукольных лица.Музеи, галереи Музей Иванушки Петровича ДМузе́й Ива́нушки Петро́вича Д., этнографический музей на родине П. П. Ершова в селе Ершово (Ишимский район) Тюменской области (2020). Назван в честь главного героя сказки «Конёк-горбунок». Экспозиция представляет собой деревенскую избу русского сибирского крестьянина 19 в. с предметами быта; проводятся экскурсии с мастер-классами; организуются праздники районного масштаба. Музей входит в создаваемый туристический кластер на базе Ишимского музейного комплекса имени П. П. Ершова.Социальные институты Рекрутская обрядностьРе́крутская обря́дность, комплекс обрядов, связанных с проводами молодых людей в армию. Сформировался в 18 в. вследствие введения рекрутской повинности в 1705 г. После перехода в 1874 г. ко всеобщей воинской повинности понятие рекрутская обрядность распространилось и на проводы призывников. Элементы рекрутской обрядности (в особенности на Севере России) продолжают существовать и в 21 в.Религиозные ритуалы, обряды, практики Вор (танец биак)Вор (биак: wor – танец), общее название обрядов жизненного цикла в культуре биак. Примерами обрядов вор можно считать обряд первой стрижки (вор капапник), обряд инициации (вор фамармар) и брачный обряд (вор якъякер фарбакбук). Все они включают пение священных песен, обрядовые танцы и подношения предкам, сопровождаются ударами в барабан тифа. Обряд вор может осуществляться как небольшой группой, так и жителями целого поселения. В настоящее время вор стал демонстрироваться для туристов и превратился в неотъемлемый элемент традиционной культуры и идентичности биак.Социальные институты ИнициацияИнициа́ция, обряд посвящения, одна из разновидностей переходных обрядов, в результате которых индивид или социальная группа обретают иной, как правило более высокий, социальный статус. Обычно инициацией называют первобытный обряд перехода юношей/девушек в ранг взрослых мужчин/женщин и включения их в определённый возрастной класс или иную половозрастную группировку либо в мужской/женский тайный союз. В широком смысле инициацией называют любое обрядовое действие, легитимизирующее изменение социального статуса или социальной роли индивида либо социальной группы при вступлении в корпоративное объединение или возведении в какую-либо должность.