#Обряды жизненного цикла
Обряды жизненного цикла
Тег

Обряды жизненного цикла

Обряды жизненного цикла
Найденo 9 статей
Антропологи, этнологи
Геннеп Арнольд ван
Ге́ннеп Арно́льд ван (1873–1957), французский антрополог и фольклорист. Учился в Высшей школе практических исследований при Сорбонне и в Национальной школе восточных языков (изучал египтологию и арабский язык). В 1897–1901 гг. работал школьным преподавателем французского языка в г. Ченстохова (ныне в составе Силезского воеводства, Республика Польша). Затем во Франции занимал должность главы отдела переводов Министерства сельского хозяйства (1901–1908). В 1908 г. начал издание Révue des études ethnographiques et sociologiques (с франц. – «Журнал этнографических и социологических исследований»). В 1912–1915 гг. заведующий кафедрой этнографии и истории цивилизаций в Университете Невшателя (Швейцария); одновременно заместитель директора в местном Этнографическом музее. Затем работал в информационном отделе Министерства иностранных дел Франции (1916–1922). Параллельно продолжал научную работу, сосредоточившись с 1924 г. на изучении фольклора Франции. Наиболее значимым вкладом ван Геннепа в этнографическую теорию стало понятие обрядов перехода (франц. rites de passage) (монография «Обряды перехода» опубликована в 1909).
История
Религиозные ритуалы, обряды, практики
Восточнославянская похоронная обрядность
Восточнославя́нская похоро́нная обря́дность, комплекс обрядов русских, украинцев и белорусов, сопровождающих смерть (завершение жизненного цикла) человека, а также акты поминовения умершего. Состоит из трёх основных этапов: подготовки к смерти, обряда погребения и поминок. Восточнославянский погребальный обряд из всех обрядов перехода сохраняет наибольшее количество архаичных черт; он более однороден, устойчив и единообразен, чем другие обряды жизненного цикла.
Алексей Корзухин. Поминки на кладбище
Религиозные ритуалы, обряды, практики
Севернорусский свадебный обряд
Севернору́сский сва́дебный обря́д, региональный вариант русского свадебного обряда, сформировавшийся на территории Русского Севера. Наряду с севернорусским выделяют среднерусский и южнорусский варианты свадебного обряда (А. В. Гура, И. И. Шангина, Б. Б. Ефименкова). В северном типе свадебного обряда сохранились многие архаические ритуальные действия, направленные на санкционирование нового социального статуса невесты: ритуальное мытьё невесты в бане, обрядовые действия с волосами невесты, голошения, прощание с «волей». Распространён на севере Европейской части России (Архангельская, Вологодская, Мурманская области, Республика Карелия, Коми), северо-западе (Псковская, Новгородская, Ленинградская области) и в Верхнем Поволжье. Определяется учёными как «свадьба-похороны», основные действия происходят вокруг фигуры невесты, связаны с переживанием перехода в чужой дом.
Севернорусская свадьба
Костюмные комплексы
Швальмский свадебный костюм
Швальмский свадебный костюм. Свадебный костюм области Швальм в Гессене сложился к началу 19 в. Костюм невесты представлял собой уже наряд замужней женщины, который она в дальнейшей жизни надевала как праздничный. Он состоял из длинной белой рубахи лейненхемд (Leinenhemd), выглядывающей из-под юбок, поверх которой надето два корсета мидер (Mieder), один из которых, нижний, – белый, а другой, верхний, – голубой, украшенный богатой вышивкой. Сверху был надет жилет из бархата с приколотой твёрдой вставкой (брустштекер, Bruststecker), состоящей из золотной и серебряной вышивки. На рубахе при помощи специальной «упряжи» геширрхен (Geschirrchen) фиксировались, в зависимости от социального положения женщины, от 9 до 14 юбок; верхняя юбка из чёрной шерсти, поверх неё шёлковый чёрный фартук шюрце (Schürze). На спине у невесты находилась т. н. доска (бретт, Brett) – веер из бархатных лент. На плечах и вокруг шеи – чёрный шёлковый плат с цветной окантовкой и зелёными шёлковыми кистями, а также жёсткий синий кружевной воротничок, так называемый штриффель (Striffel), бусы из янтаря кёнигсбергской огранки и 2 ряда дутых богемских бус из зелёного и посеребрённого стекла. Сложный головной убор, т. н. гешаппель (Geschappel), укрепляли на заплетённых в косы волосах. Это собранная из тридцатиметровых шёлковых лент конструкция, которая закрывает всю голову, оставляя лишь лицо невесты открытым. Гешаппель венчала корона из разноцветных дутых стеклянных бусин, в которые вплетены 2 кукольных лица.
Молодожёны в швальмском свадебном костюме
Музеи, галереи
Музей Иванушки Петровича Д
Музе́й Ива́нушки Петро́вича Д., этнографический музей на родине П. П. Ершова в селе Ершово (Ишимский район) Тюменской области (2020). Назван в честь главного героя сказки «Конёк-горбунок». Экспозиция представляет собой деревенскую избу русского сибирского крестьянина 19 в. с предметами быта; проводятся экскурсии с мастер-классами; организуются праздники районного масштаба. Музей входит в создаваемый туристический кластер на базе Ишимского музейного комплекса имени П. П. Ершова.
Искусство
Религиозные ритуалы, обряды, практики
Вор (танец биак)
Вор (биак: wor – танец), общее название обрядов жизненного цикла в культуре биак. Примерами обрядов вор можно считать обряд первой стрижки (вор капапник), обряд инициации (вор фамармар) и брачный обряд (вор якъякер фарбакбук). Все они включают пение священных песен, обрядовые танцы и подношения предкам, сопровождаются ударами в барабан тифа. Обряд вор может осуществляться как небольшой группой, так и жителями целого поселения. В настоящее время вор стал демонстрироваться для туристов и превратился в неотъемлемый элемент традиционной культуры и идентичности биак.
История
Социальные институты
Инициация
Инициа́ция, обряд посвящения, одна из разновидностей переходных обрядов, в результате которых индивид или социальная группа обретают иной, как правило более высокий, социальный статус. Обычно инициацией называют первобытный обряд перехода юношей/девушек в ранг взрослых мужчин/женщин и включения их в определённый возрастной класс или иную половозрастную группировку либо в мужской/женский тайный союз. В широком смысле инициацией называют любое обрядовое действие, легитимизирующее изменение социального статуса или социальной роли индивида либо социальной группы при вступлении в корпоративное объединение или возведении в какую-либо должность.
Мальчики яо в возрасте 9–10 лет во время инициации. Малави. 2005