Таино
Таи́но (в переводе с аравакского – добрый, хороший), группа северных араваков, жившая в основном на Больших Антильских, а также Багамских о-вах (где их называли лукайос). Первоначально термином «нитаино» («добрые мужи») называли высший слой населения, представители которого могли выполнять административные функции. Приблизительно с 19 в. европейцы стали использовать слово «таино» для обозначения всего индейского населения этих островов, а также созданной ими земледельческой археологической культуры, достоверно датированной периодом 7–16 вв.
Для неё характерны округлые в плане строения (стены из опорных шестов из плетёного тростника, иногда с обмазкой, крыша из пальмовых листьев) вокруг общественных центров с площадкой для ритуальной игры в мяч и большим прямоугольным в плане домом вождя («дворцы» испанских хроник). На центральных площадках происходили состязания, проводились ритуальные танцы и песнопения с текстами, как правило, мифологического или эпического содержания (т. н. ареитос). На Эспаньоле (Гаити) и некоторых других островах был зафиксирован обряд приёма кохобы, во время которого участники через пару тростинок вдыхали наркотический порошок, чтобы таким образом установить контакт с потусторонними силами.
Погребальный обряд отличается разнообразием: трупоположения в кьёккенмедингах (вытянутые; скорченные; в положении сидя; дети – в керамических сосудах), в грунтовых могилах на кладбищах или под полом домов; в пещерах (стены с изображениями; вход заваливался камнями). Черепа и кости вождей сохраняли в корзинах, подвешенных под крышей домов их потомков. Выявлена искусственная (лобно-затылочная) деформация черепов у большей части населения. В инвентаре – керамические лепные чаши, кружки, зернотёрки, сковороды для обжаривания маниока, в том числе с геометрическим или фигуративным штампованным узором, зооморфными ушками, росписью. Шлифованные каменные кельты, ступки, песты, тёрочники; ножи и долота (стамески) из раковин. Развита обработка дерева (например, изготовление ритуальных скамеечек духо). Таино делали украшения из намывного неочищенного золота (каона), но больше ценили предметы из сплава золота, серебра и меди (гуанин), вероятно импорта из северных районов современной Колумбии или Панамского перешейка. Обладание вещами из гуанина было прерогативой вождей и обеспечивало их связь с потусторонними силами. Существовала дихотомия между сплавом гуанин и золотом каона: первый металл символизировал день, мужское начало и правителей; второй – ночь, женскую сущность и простых людей.
Хозяйство носило комплексный характер. Выращивали маниок, маис, фасоль, батат, табак, арахис и другое; широко использовали морские и речные ресурсы (рыба, моллюски); охотились на крупных грызунов-хутий. Объединялись в сложные вождества во главе с касиками, власть которых могла простираться на соседние общины и даже близлежащие острова. Культовой и медицинской практикой занимались шаманы-бехик.
Система родства и брака таино определяла порядок колонизации островов: приоритет отдавался ближайшим островам, чтобы сохранялись родственные связи и доступ к жёнам из «правильных» брачных категорий. Как и у араваков побережья Южной Америки, социальная организация таино матрилинейная. Социальный статус и ценности (деревянные скамеечки, идолы-семиес, хлопковые изделия и др.) передавались по женской линии. Брак авункулолокальный, распространён обычай послебрачной отработки (у высших слоёв таино он заменялся выкупом) и полигиния (у высших слоёв).
Среди таино был широко распространён культ семиес, которые выступали в качестве духов-покровителей, воплощённых в материальных объектах, прежде всего в ритуальной пластике. Развит культ сейбы (лат. Ceiba pentandra), крона которого считалась прибежищем духов, а само дерево воспринималось как воплощение женского начала и водной стихии.
Судя по лингвистическим и отчасти археологическим материалам, аравакоязычные предки таино вышли, вероятно, из Центральной Амазонии через территории Венесуэлы и Гайаны. Примерно 1700 лет назад они двинулись через Малые Антильские острова и вскоре достигли Пуэрто-Рико и других больших островов, где постепенно почти полностью вытеснили и, в очень малой степени, ассимилировали докерамических приморских собирателей и охотников, – кроме Кубы, где отдельные группы архаичного населения продолжали существовать до прихода европейцев. Этот маршрут подтверждён компьютерным моделированием (с учётом господствующих морских течений), а также палеогенетическим анализом, который исключил вероятность миграций с севера. Генетические характеристики таино с разных островов отличаются гомогенностью, что указывает на единое место происхождения их предков – карибское побережье Южной Америки. Подтверждены также данные о существовании контактов с регионом колумбийско-панамского стыка, поскольку именно оттуда на Антилы попали определённые виды маиса и замии, а также морские свинки, употреблявшиеся в пищу.
Существует также гипотеза, выдвинутая известным специалистом по карибской археологии У. Ф. Киганом. Он поддержал концепцию «до-аравакского керамического горизонта», который объединил архаические памятники с ранней керамикой на Эспаньоле, Кубе и Пуэрто-Рико. Именно на их основе могли формироваться различные группы таино, причём раньше всего – на Эспаньоле, откуда осуществлялась миграция на все другие острова Больших Антил. Можно согласиться с тем, что носители автохтонной керамики сыграли более существенную роль в формировании общности таино, определив своеобразие локальных вариантов, однако перенос центра её формирования с материка на острова противоречит генетическим и лингвистическим данным.
В 14–15 вв. таино подвергались набегам карибов с Малых Антильских о-вов. В 16 в. они оказали сопротивление испанским колонизаторам; известны имена вождей повстанцев – легендарный касик Каонабо, его жена Анакаона и брат Маникатекс на Эспаньоле и касик Атуэй на Кубе. К 17 в. таино были почти полностью истреблены или ассимилированы, однако оставили свой след в генетическом коде населения (до 14 % в составе генома современных кубинцев и пуэрториканцев).
В 19 в. на Кубе началось движение нео-таино, получившее дальнейшее распространение в основном в США и Пуэрто-Рико. В начале 21 в. действуют организации за возрождение народа («Объединённая конфедерация Таино» и др.), которые пытаются реконструировать язык, мифологию и фольклор, возрождают искусство, выступают за признание своих прав как особого этноса и т. п.