Тег

Костюм

Костюм
Найденo 22 статьи
Чуваши. Такья
Головные уборыГоловные уборы
Такья (головной убор)
Такья́, девичий головной убор народов Урало-Поволжья и Центральной Азии. Название происходит от арабского слова طاقية (т̣а̄к̣ийя), обозначающего головной убор, именуемый в русском языке словом «тюбетейка». В современном арабском словом «такья» часто обозначается феска. Историю этого головного убора в Евразии можно проследить с глубокой древности. Шапочки, подобные такье, отмечаются у скифских племён, населявших евразийские степи в 1-м тыс. до н. э. Функциональное происхождение убора связано с полусферической формы подшлемником, изготавливавшимся из мягкого материала и поддевавшимся под соответствующий предмет боевой амуниции. Родственное такье происхождение имеет русский мужской головной убор 16–17 вв., известный под названием «тафья». В Новое и Новейшее время подобные такье головные уборы встречались у народов Восточной Европы, Южного Кавказа, Ближнего Востока и Средней Азии. Она была широко представлена в традиционном костюме этнических общностей Поволжья и Приуралья.
Головные уборы
Защитная каска
Защи́тная ка́ска, средство индивидуальной защиты, представляющее собой пластмассовый шлем, предназначенный для защиты верхней части головы работника от повреждений, вызванных опасными и вредными производственными факторами. По своему предназначению каски подразделяются на защищающие от механических воздействий, от повышенных температур, от электрического тока. В зависимости от климатических условий каска комплектуется пелериной и/или подшлемником. В конструкции современной каски активно развивается модульный принцип и используются цифровые технологии.
Защитная каска
Божества
Семиес
Семи́ес, божества и духи-покровители, а также их изображения у индейцев таино. Каждый член общества должен был обрести собственного духа-семиес и придать ему соответствующий образ. Семиес вырезали из камня, глины, дерева, раковин и кораллов, костей или вышивали на ткани. Наскальные изображения также могли трактоваться как семиес. Фигурки-семиес украшали предметы, использовавшиеся в различных обрядах. Изобразительное богатство семиес оказало большое влияние на современное искусство Карибского региона.
Фигурка-семиес
Нательная одежда
Ребосо
Ребо́со, длинная женская прямоугольная накидка из цельного куска материи с кистями и бахромой на концах; один из основных элементов традиционного мексиканского женского костюма в 16–21 вв. Длина составляет от 1,5 до 3 м, ширина от 1 до 1,5 м. Для изготовления ребосо используются различные материалы (хлопок, волокна агавы, шёлк, вискоза). Готовое изделие украшается вышивкой (в том числе бисером), орнаментом (в том числе в технике икат) и др. Для окрашивания используются натуральные красители, причём выбор основного цвета мог указывать на регион, откуда происходила женщина (у тарасков штата Мичоакан женщины традиционно носили синие ребосо с чёрными полосами; женщины отоми в Центральной Мексике предпочитали серые ребосо с белыми полосами). В течение 19 – начале 20 вв. постепенно вышло из употребления среди горожанок и стало отличительной принадлежностью костюма сельских женщин, главным образом индейских. После Мексиканской революции 1910–1917 гг. и последовавшего за ней возрождения интереса к народной культуре среди представителей мексиканской интеллигенции престиж ребосо возрос. Ребосо стали носить представительницы мексиканской творческой интеллигенции (художница Ф. Кало, актриса Мария Феликс, писательница и поэтесса Ана Кастильо и др.). В начале 21 в. ребосо также было непременным атрибутом нарядов Маргариты Савалы, супруги президента Ф. Кальдерона.
Отоми. Ребосо из хлопка
Нательная одежда
Тилматли
Тилма́тли, длинный прямоугольный кусок ткани (плащ), завязывавшийся на правом плече; основная мужская верхняя одежда у народов Мексики до испанского завоевания (первая четверть 16 в.). Цвет, длина, украшение каймы, а также способ завязывания тилматли регулировались властями и зависели от ранга его владельца. После испанского завоевания продолжал выполнять свою функцию основной верхней мужской одежды индейцев Мексики, несмотря на то что к нему прибавились рубашка и штаны. Вышел из употребления только в 18 в., когда его вытеснили испанские плащи и накидки. Не сохранилось ни одного доиспанского или колониального образца тилматли, они известны только по изображениям в письменных источниках («Кодекс Мендоса», «Кодекс Тудела», «Флорентийский кодекс», «Кодекс Иштлильшочитль», все – 16 в. и др.).
Несауальпилли, правитель Тескоко, в тилматли
Нательная одежда
Хитон
Хито́н, основной вид мужской и женской одежды в Греции античной эпохи. Первоначально хитон изготавливали из тонкого льна, что указывало на высокий социальный статус и богатство его обладателя. Со временем хитон стал повсеместно использоваться людьми разного социального статуса и изготавливаться из разных тканей. Античные источники различают более традиционные шерстяные дорийские хитоны и более роскошные льняные ионийские.
Керамический алабастр с изображением девушки в хитоне
Украшения и аксессуары
Фибула
Фи́була, металлическая застёжка, иглу которой замыкает приёмник, соединённый корпусом с пружинящим механизмом. Распространены с бронзового века на большей части Европы и Передней Азии, до Кавказа и земель Северного Казахстана на востоке. В раннем Средневековье в основном выходят из употребления. Как значимая часть убора, фибулы очень разнообразны, поэтому важны для датировки археологических памятников, изучения контактов, миграций, ремесла, идеологии и др.
Двупластинчатая фибула из могильника Дюрсо
Сакральные предметы
Змеевик (амулет)
Змееви́к, условное название группы средневековых амулетов. На одной стороне несёт каноническое христианское изображение (Христа, Богоматери, святых), на другой – т. н. змеевидную композицию: изображение человеческой головы (реже – полуфигуры или полной фигуры), окружённой змеями. Змеевидная композиция является модификацией т. н. горгонейонов – классических изображений головы горгоны Медузы, использовавшихся как обереги.
Подвеска-змеевик
1
2
3