#КостюмКостюмИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегКостюмКостюмНайденo 22 статьиГоловные уборыГоловные уборы Такья (головной убор)Такья́, девичий головной убор народов Урало-Поволжья и Центральной Азии. Название происходит от арабского слова طاقية (т̣а̄к̣ийя), обозначающего головной убор, именуемый в русском языке словом «тюбетейка». В современном арабском словом «такья» часто обозначается феска. Историю этого головного убора в Евразии можно проследить с глубокой древности. Шапочки, подобные такье, отмечаются у скифских племён, населявших евразийские степи в 1-м тыс. до н. э. Функциональное происхождение убора связано с полусферической формы подшлемником, изготавливавшимся из мягкого материала и поддевавшимся под соответствующий предмет боевой амуниции. Родственное такье происхождение имеет русский мужской головной убор 16–17 вв., известный под названием «тафья». В Новое и Новейшее время подобные такье головные уборы встречались у народов Восточной Европы, Южного Кавказа, Ближнего Востока и Средней Азии. Она была широко представлена в традиционном костюме этнических общностей Поволжья и Приуралья.Головные уборы Защитная каскаЗащи́тная ка́ска, средство индивидуальной защиты, представляющее собой пластмассовый шлем, предназначенный для защиты верхней части головы работника от повреждений, вызванных опасными и вредными производственными факторами. По своему предназначению каски подразделяются на защищающие от механических воздействий, от повышенных температур, от электрического тока. В зависимости от климатических условий каска комплектуется пелериной и/или подшлемником. В конструкции современной каски активно развивается модульный принцип и используются цифровые технологии.Божества СемиесСеми́ес, божества и духи-покровители, а также их изображения у индейцев таино. Каждый член общества должен был обрести собственного духа-семиес и придать ему соответствующий образ. Семиес вырезали из камня, глины, дерева, раковин и кораллов, костей или вышивали на ткани. Наскальные изображения также могли трактоваться как семиес. Фигурки-семиес украшали предметы, использовавшиеся в различных обрядах. Изобразительное богатство семиес оказало большое влияние на современное искусство Карибского региона.Нательная одежда РебосоРебо́со, длинная женская прямоугольная накидка из цельного куска материи с кистями и бахромой на концах; один из основных элементов традиционного мексиканского женского костюма в 16–21 вв. Длина составляет от 1,5 до 3 м, ширина от 1 до 1,5 м. Для изготовления ребосо используются различные материалы (хлопок, волокна агавы, шёлк, вискоза). Готовое изделие украшается вышивкой (в том числе бисером), орнаментом (в том числе в технике икат) и др. Для окрашивания используются натуральные красители, причём выбор основного цвета мог указывать на регион, откуда происходила женщина (у тарасков штата Мичоакан женщины традиционно носили синие ребосо с чёрными полосами; женщины отоми в Центральной Мексике предпочитали серые ребосо с белыми полосами). В течение 19 – начале 20 вв. постепенно вышло из употребления среди горожанок и стало отличительной принадлежностью костюма сельских женщин, главным образом индейских. После Мексиканской революции 1910–1917 гг. и последовавшего за ней возрождения интереса к народной культуре среди представителей мексиканской интеллигенции престиж ребосо возрос. Ребосо стали носить представительницы мексиканской творческой интеллигенции (художница Ф. Кало, актриса Мария Феликс, писательница и поэтесса Ана Кастильо и др.). В начале 21 в. ребосо также было непременным атрибутом нарядов Маргариты Савалы, супруги президента Ф. Кальдерона.Нательная одежда ТилматлиТилма́тли, длинный прямоугольный кусок ткани (плащ), завязывавшийся на правом плече; основная мужская верхняя одежда у народов Мексики до испанского завоевания (первая четверть 16 в.). Цвет, длина, украшение каймы, а также способ завязывания тилматли регулировались властями и зависели от ранга его владельца. После испанского завоевания продолжал выполнять свою функцию основной верхней мужской одежды индейцев Мексики, несмотря на то что к нему прибавились рубашка и штаны. Вышел из употребления только в 18 в., когда его вытеснили испанские плащи и накидки. Не сохранилось ни одного доиспанского или колониального образца тилматли, они известны только по изображениям в письменных источниках («Кодекс Мендоса», «Кодекс Тудела», «Флорентийский кодекс», «Кодекс Иштлильшочитль», все – 16 в. и др.).Нательная одежда ХитонХито́н, основной вид мужской и женской одежды в Греции античной эпохи. Первоначально хитон изготавливали из тонкого льна, что указывало на высокий социальный статус и богатство его обладателя. Со временем хитон стал повсеместно использоваться людьми разного социального статуса и изготавливаться из разных тканей. Античные источники различают более традиционные шерстяные дорийские хитоны и более роскошные льняные ионийские.Нательная одежда ГиматийГима́тий, вид верхней одежды в Древней Греции, напоминающей большую шаль или плащ. Изготавливался, как правило, из шерстяной или льняной ткани. Представлял из себя простой прямоугольный кусок плотной некроёной ткани, не снабжённый пуговицами или застёжками; ему можно было придавать при драпировке сколь угодно произвольную форму.Нательная одежда ПеплосПе́плос, наиболее ранний вид женской одежды в Древней Греции. Представлял собой полотно ткани, которое не раскраивалось и не сшивалось, просто оборачивалось вокруг тела, скрепляясь булавками на плечах. Пеплос изготавливали из шерсти и украшали вытканными на нём узорами, сюжетными изображениями, фигурами животных и людей. Был популярен в 8–7 вв. до н. э.Украшения и аксессуары ФибулаФи́була, металлическая застёжка, иглу которой замыкает приёмник, соединённый корпусом с пружинящим механизмом. Распространены с бронзового века на большей части Европы и Передней Азии, до Кавказа и земель Северного Казахстана на востоке. В раннем Средневековье в основном выходят из употребления. Как значимая часть убора, фибулы очень разнообразны, поэтому важны для датировки археологических памятников, изучения контактов, миграций, ремесла, идеологии и др.Сакральные предметы Змеевик (амулет)Змееви́к, условное название группы средневековых амулетов. На одной стороне несёт каноническое христианское изображение (Христа, Богоматери, святых), на другой – т. н. змеевидную композицию: изображение человеческой головы (реже – полуфигуры или полной фигуры), окружённой змеями. Змеевидная композиция является модификацией т. н. горгонейонов – классических изображений головы горгоны Медузы, использовавшихся как обереги. 123