Тег

Костюм

Костюм
Найденo 19 статей
Отоми. Ребосо из хлопка
Нательная одеждаНательная одежда
Ребосо
Ребо́со, длинная женская прямоугольная накидка из цельного куска материи с кистями и бахромой на концах; один из основных элементов традиционного мексиканского женского костюма в 16–21 вв. Длина составляет от 1,5 до 3 м, ширина от 1 до 1,5 м. Для изготовления ребосо используются различные материалы (хлопок, волокна агавы, шёлк, вискоза). Готовое изделие украшается вышивкой (в том числе бисером), орнаментом (в том числе в технике икат) и др. Для окрашивания используются натуральные красители, причём выбор основного цвета мог указывать на регион, откуда происходила женщина (у тарасков штата Мичоакан женщины традиционно носили синие ребосо с чёрными полосами; женщины отоми в Центральной Мексике предпочитали серые ребосо с белыми полосами). В течение 19 – начале 20 вв. постепенно вышло из употребления среди горожанок и стало отличительной принадлежностью костюма сельских женщин, главным образом индейских. После Мексиканской революции 1910–1917 гг. и последовавшего за ней возрождения интереса к народной культуре среди представителей мексиканской интеллигенции престиж ребосо возрос. Ребосо стали носить представительницы мексиканской творческой интеллигенции (художница Ф. Кало, актриса Мария Феликс, писательница и поэтесса Ана Кастильо и др.). В начале 21 в. ребосо также было непременным атрибутом нарядов Маргариты Савалы, супруги президента Ф. Кальдерона.
Нательная одежда
Тилматли
Тилма́тли, длинный прямоугольный кусок ткани (плащ), завязывавшийся на правом плече; основная мужская верхняя одежда у народов Мексики до испанского завоевания (первая четверть 16 в.). Цвет, длина, украшение каймы, а также способ завязывания тилматли регулировались властями и зависели от ранга его владельца. После испанского завоевания продолжал выполнять свою функцию основной верхней мужской одежды индейцев Мексики, несмотря на то что к нему прибавились рубашка и штаны. Вышел из употребления только в 18 в., когда его вытеснили испанские плащи и накидки. Не сохранилось ни одного доиспанского или колониального образца тилматли, они известны только по изображениям в письменных источниках («Кодекс Мендоса», «Кодекс Тудела», «Флорентийский кодекс», «Кодекс Иштлильшочитль», все – 16 в. и др.).
Несауальпилли, правитель Тескоко, в тилматли
Нательная одежда
Хитон
Хито́н, основной вид мужской и женской одежды в Греции античной эпохи. Первоначально хитон изготавливали из тонкого льна, что указывало на высокий социальный статус и богатство его обладателя. Со временем хитон стал повсеместно использоваться людьми разного социального статуса и изготавливаться из разных тканей. Античные источники различают более традиционные шерстяные дорийские хитоны и более роскошные льняные ионийские.
Керамический алабастр с изображением девушки в хитоне
Украшения и аксессуары
Фибула
Фи́була, металлическая застёжка, иглу которой замыкает приёмник, соединённый корпусом с пружинящим механизмом. Распространены с бронзового века на большей части Европы и Передней Азии, до Кавказа и земель Северного Казахстана на востоке. В раннем Средневековье в основном выходят из употребления. Как значимая часть убора, фибулы очень разнообразны, поэтому важны для датировки археологических памятников, изучения контактов, миграций, ремесла, идеологии и др.
Двупластинчатая фибула из могильника Дюрсо
Сакральные предметы
Змеевик (амулет)
Змееви́к, условное название группы средневековых амулетов. На одной стороне несёт каноническое христианское изображение (Христа, Богоматери, святых), на другой – т. н. змеевидную композицию: изображение человеческой головы (реже – полуфигуры или полной фигуры), окружённой змеями. Змеевидная композиция является модификацией т. н. горгонейонов – классических изображений головы горгоны Медузы, использовавшихся как обереги.
Подвеска-змеевик
Нательная одежда
Уипиль
Уипи́ль, верхняя женская одежда у коренных народов Центральной и Южной Мексики в виде длинной, сшитой по бокам рубахи без рукавов, со специальной прямоугольной вставкой на груди. Обычно уипили шили из хлопка или волокон агавы. Преобладающим цветом был белый. В 21 в. продолжает бытовать в индейских общинах Мексики как праздничная и свадебная одежда. Некоторые уипили до сих пор изготавливаются на ручных ткацких станках, поэтому работа над ними занимает целый год. Особенно славятся уипили, изготовленные женщинами таких индейских народов, как амусго (трике), чинатеки, тлапанеки. Уипиль носила мексиканская художница Ф. Кало.
Уипиль
Нательная одежда
Серапе
Сера́пе, длинная накидка (как правило – до колен), часто с бахромой по краям, часть традиционного мексиканского мужского костюма. Серапе может использоваться не только как тёплый плащ, но и как ковёр или половик. Современные серапе часто изготавливаются с капюшоном. Обычно ткут из хлопка или овечьей шерсти. Предположительно, первые серапе появились в 17 в. в горных районах Чиаутемпан и Контла на территории современного штата Тласкала в Мексике. В 21 в. практически вышел из употребления за исключением бедных сельских районов, населённых индейцами и метисами, а также используется фольклорными ансамблями как часть национального костюма.
Серапе из шерсти с бахромой
Нательная одежда
Кечкемитль
Кечкеми́тль, женская верхняя плечевая одежда ряда коренных народов Мексики, состоящая из двух прямоугольных кусков ткани, сшитых таким образом, что образуют треугольный вырез на шее, а концы одежды свешиваются спереди и сзади. В 21 в. встречается как часть повседневного и праздничного женского костюма среди таких народов, как уастеки, науа, тепеуа, отоми, масауа, тотонаки, паме и уичоли. Повседневное ношение кечкемитля сохраняется преимущественно среди пожилых женщин. Крупнейшая коллекция кечкемитлей 19–20 вв. имеется в Музее народного искусства в г. Мехико.
Кечкемитль из хлопка
1
2