Celebrity Studies
Celebrity Studies (селебрити стадис; с англ. – исследования знаменитостей), междисциплинарное поле академических исследований, посвящённых изучению знаменитостей (селебрити) как культурного и медийного феномена с использованием теоретико-методологического инструментария социологии медиа, экономики, литературоведения, киноведения, арт-критики, гендерных исследований и др.
В 20 в. индустриализация популярной культуры, неотъемлемой частью которой стали разного рода знаменитости (селебрити), подвергалась критике в работах таких социальных и культурных теоретиков, как З. Кракауэр, В. Беньямин, Т. Адорно и М. Хоркхаймер, Г. Маркузе. В работе «Образ. Путеводитель по псевдособытиям в Америке» (Boorstin. 1961) историк Д. Бурстин описал знаменитостей посредством концепции «псевдособытия», т. е. события, которые медиа намеренно создают и которые существуют благодаря им. Определение селебрити как «человека, который известен своей известностью» (Boorstin. 1992. P. 57), стало клише с момента публикации этой книги.
При этом, несмотря на то что тогда селебрити уже представляли собой сложный культурный феномен и к ним относили голливудских актёров, поп-музыкантов, публичных политиков и интеллектуалов и др., академическое внимание к ним было скромным: знаменитости не считались объектами, достойными стать предметом серьёзного научного исследования.
Одними из важнейших для становления Celebrity Studies академических работ стали книги киноведа Р. Дайера «Звёзды» (Dyer. 1979) и «Божественные тела: кинозвёзды и общество» («Heavenly bodies: Film Stars and Society», 1986). В первой автор проводил идеологический анализ кинознаменитостей как «текстов», описывал их социальную функцию, образную и знаковую природу; во второй – рассматривал фигуры Мэрилин Монро, П. Робсона и Дж. Гарленд. При этом Дайер анализировал только знаменитостей кинематографа, не выходя за рамки академического киноведения.
Кроме книг Дайера, в 1980-е гг. были опубликованы важные работы «Безумие славы: слава и её история» (Braudy. 1986) историка культуры и киноведа Л. Броуди и «Литература и массовая культура» (Löwenthal. 1984) представителя франкфуртской школы социолога и философа Л. Лёвенталя. В книге Лёвенталя, в эссе «Триумф массовых идолов» («The triumph of mass Idols»), представлен контент-анализ биографий известных людей в период 1901–1941 гг. Лёвенталь обращает внимание на рост интереса читателей к «идолам потребления» (idols of consumption), т. е. людям из индустрии развлечений, и, как следствие, на представленность этих идолов среди героев биографий.
В 1990–2000-х гг. вышло несколько работ, посвящённых селебрити и их роли в трансформации различных аспектов общественной жизни: повседневности, политической и культурной сфер, идеологии, медиа. Среди таких работ: «Знаменитости и сила: слава в современной культуре» (Marshall. 1997) культуролога и медиаисследователя Д. П. Маршалла, «Знаменитости» (Rojek. 2001) социолога К. Роджека, «Понимание знаменитости» (Turner. 2004) культуролога Г. Тёрнера, сборник «Фрейминг знаменитости: новые направления в культуре знаменитостей» (Framing celebrity. 2006) под редакцией исследовательницы телевидения С. Холмс и киноведа Ш. Редмонда.
С. Холмс и Ш. Редмонд вместе c медиаисследователем Дж. Беннеттом в 2010 г. основали первый академический журнал, посвящённый исследованию знаменитостей, – Celebrity studies. Несмотря на изначальный скепсис академического сообщества по поводу якобы не вполне достойного предмета исследования и на сомнения в долговечности журнала, он продолжает выходить с 2014 г. ежеквартально (по состоянию на 2023). Появление этого проекта стало основой легитимации Celebrity Studies как исследовательского поля. Д. П. Маршалл и Ш. Редмонд отмечают: «Быстро развивающееся поле Celebrity Studies требовало настоящего форума для дебатов и места для более развитого обмена идеями по различным видам медиа, профессиональным и культурным практикам, а также арены, на которой можно было бы с большей глубиной и последовательностью изучить понятия аудитории и фаната и их связь со звёздностью и знаменитостью» (Marshall. 2016. P. 6).
С. Холмс и Ш. Редмонд в редакторской статье первого номера журнала указывают, что Celebrity Studies могут быть определены в меньшей степени как отдельная дисциплина, а в большей – как «продукт широкого и растущего интеллектуального интереса к знаменитостям» (Holmes. 2010. P. 6), существующий на пересечении целого спектра дисциплин и подходов. Изначально вышедший из киноведения, этот интерес сейчас исследуется представителями смежных дисциплин, таких как медиасоциология, медиаисследования, культурология, психология, журналистика, юриспруденция, арт-критика, литературоведение, исследования спорта и др.
В статье, вышедшей в первом же номере, Г. Тёрнер отмечает лакуны в исследовании знаменитостей. Он критикует однобокий подход к селебрити как к тексту (который наследует упомянутым выше работам Р. Дайера) и подчёркивает важность сочетания подходов – анализа культуры знаменитостей как формы репрезентации, как дискурса, как индустрии и как культурной формации. Тёрнер констатирует нехватку дискуссий о знаменитостях как о товаре. Так, он пишет: «Существует лишь незначительное количество научной литературы, в которой основное внимание уделяется производству, торговле, маркетингу или политической экономии структур, которые производят этот товар» (Turner. 2010. P. 15). Таким образом, автор указывает на необходимость изучения не только того, как селебрити воспринимаются, а их образы потребляются аудиторией, но и того, как и с помощью каких экономических и идеологических механизмов они производятся.
В предисловии «Знаменитости в цифровую эпоху. Новая публичная близость» («Celebrity in the Digital Era. A New Public Intimacy») к переизданию книги «Знаменитости и сила» (Marshall. 2014) Д. П. Маршалл обозначает круг проблем и тем, в рамках которых следует развивать академическое изучение знаменитостей в цифровую эпоху, с её глобальными социальными медиа и тотальной медиатизацией повседневности. Маршал говорит об актуальности исторического анализа знаменитостей, понимания их влияния на политическую сферу прошлого и настоящего, потребности в исследованиях формирующихся вокруг селебрити сообществ поклонников, равно как эмоциональных и аффективных связей между знаменитостями и их аудиториями. Среди перспективных подходов автор выделяет также применение в рамках Celebrity Studies инструментария гендерных и спортивных исследований, анализа соотношения национального и транснационального, медийного и юридического аспектов феномена селебрити.
Ныне Celebrity Studies как междисциплинарное поле академических исследований в целом легитимировано: проводятся тематические научные конференции, в программы ряда университетов включены курсы по культуре знаменитостей и их медийному позиционированию.
Российские исследователи также интересуются полем исследования знаменитостей, особенно когда речь идёт об анализе культуры, экономики и коммуникативных стратегий новых лидеров общественного мнения: ведущих популярных ютуб-проектов, инстаграм-инфлюенсеров (Instagram принадлежит корпорации Meta, которая внесена в перечень организаций, причастных к терроризму и экстремизму, и запрещена на территории Российской Федерации), авторов телеграм-каналов. Так, в журнале «Логос» (2016. № 6) был опубликован блок статей под заглавием «Celebrity Studies», в частности перевод статьи Д. П. Маршалла «Продвижение и предъявление себя: селебрити как символ презентационных медиа» (оригинальный текст опубликован в 1-м выпуске журнала Celebrity Studies в 2010).