Дейви Грейс
Де́йви Грейс, Грейс Риестра Клэр Дейви (Grace Riestra Claire Davie) (род. 2.9.1946), британский социолог, профессор, получила степень доктора в Лондонской школе экономики (1975); почетный доктор теологии университета Уппсалы (2008), работает в Центре исследований религий и обществ этого университета. Также преподавала в университетах: Эксетера (1987–1990), Ягеллонском в Кракове (1998), Вильнюса (1994), Практической школе высших исследований и Высшей школе социальных наук в Париже (1996), Университете Эдит Кауан в Перте (Австралия) (2002), Хартфордской семинарии (Коннектикут, США) (2005). В прошлом – президент Ассоциации социологии религии (2003) и глава комитета 22 Международной социологической ассоциации (2002–2006). Участвует в междисциплинарном исследовательском проекте IMPACT («Влияние религии: вызовы для общества, закона и демократии») в университете Уппсалы (с 2010); является светским каноником Церкви Англии (с 2003).
Главным научным интересом Дейви были взаимоотношения между религией и модерном, паттерны изменения религиозной ситуации в Европе, а также парадигмы, удобные для описания религиозной ситуации. В исследовании этой темы она двигалась от эмпирических исследований религиозности британских городов, затем перешла к обобщениям по стране [«Религия в Британии после 1945: вера без принадлежности» («Religion in Britain Since 1945: Believing Without Belonging», 1994)] и Европе в целом [«Религия в современной Европе: мутация памяти» (Religion in Modern Europe: A Memory Mutates, 2000)]. Затем исследовала пример Европы в глобальном контексте («Европа: исключительный случай», 2002), в 2008 г. опубликовала в соавторстве с П. Бергером и Э. Фокас (Effie Fokas) важную для дискуссий о секуляризации книгу «Религиозная Америка, секулярная Европа: тема и вариации» («Religious America, Secular Europe: A Theme and Variations»). В ней Дейви показывает, что Европа, на примере которой описывался процесс секуляризации, во-первых, не может считаться нерелигиозной, а во-вторых, является скорее исключением из глобальной тенденции углубления религиозности.
Автор концепции «веры без принадлежности», которая становится средством описания современной внеинституциональной и внеконфессиональной религиозности. Предложенная ею формула была призвана обозначить несовпадение, с одной стороны, признания людьми определённых ценностей и вероучительных принципов, а с другой – их поведения, участия в религиозной практике, посещения собраний.
Второй термин, введённый ею в социологию религии, – «замещающая религия» (vicarious religion). Понимая, что оцениваемое в основном количественно исповедание без принадлежности не даёт представления о месте религиозных организаций в жизни Европы, Дейви указывает, что они берут на себя моральные, духовные и социальные роли, замещая тем самым более широкие круги общества.
В 2007 г. опубликовала учебник по социологии религии (2-е издание в 2013), в котором критически подходит к содержанию и методам социологических исследований, указывая на необходимость помещения объекта своего исследования в более широкий контекст и привлечения новых методологий.
После завершения преподавательской карьеры Дейви ещё больше времени стала уделять прикладным исследованиям, стремясь открыть новые контексты и просторы для социологической мысли. Центральными темами ее исследований стали связь религии и социального обеспечения, религии и здравоохранения, религии и права. В 2003–2006 гг. состоялся первый общеевропейский проект WREP – «Благополучие и религия в европейском контексте» (Welfare and Religion in a European Perspective), финансированный фондом Tercentenary банка Швеции. Второй проект, WaVE – «Благополучие и ценности в Европе» (Welfare and Values in Europe), состоялся в 2006–2009 гг. и был поддержан Европейской комиссией. Проекты были нацелены на понимание механизмов инклюзии и эксклюзии в современной Европе. Одна из основных идей заключалась в том, что ценности следует изучать на основе их проявления в практике; второй аксиомой было то, что ценности связаны с благополучием. В результате были изданы два научных сборника. Сейчас в Центре исследований религий и обществ университета Уппсалы эти проекты продолжает проект IMPACT.