Шлиссельбург
Шлиссельбу́рг, город в России, в центральной части Ленинградской области (Северо-Западный федеральный округ), в Кировском районе, образует Шлиссельбургское городское поселение, являясь единственным населённым пунктом в его составе.
Общие сведения
Название города в переводе с немецкого – ключ-город. Площадь территории городского поселения 43,75 км², в том числе земли населённого пункта – 13,99 км² (2020).
Расположен в западной части Кировского района, в 6 км к северу от Кировска и в 50 км к востоку от Санкт-Петербурга. На западе городское поселение граничит с Всеволожским районом, на северо-востоке омывается Ладожским озером; Шлиссельбург входит в восточную часть Санкт-Петербургской агломерации. Находится на восточной окраине Приневской низменности (абсолютные высоты в пределах города – около 15 м). Рельеф в основном равнинный. Город располагается у истока реки Нева (Балтийский бассейн), на её левом берегу; крепость Орешек – историческое ядро города, находится на Ореховом острове, посреди реки, напротив северной оконечности города. Параллельно берегу Ладожского озера проложены Ладожские каналы – Староладожский (1719–1731) и Новоладожский (1861–1866); параллельно Неве – Малоневский канал. Южная граница города проходит по Чёрной речке (приток Невы).
Территория города напоминает треугольник, ограниченный Новоладожским каналом на северо-востоке, Невой на северо-западе и Чёрной речкой на юге. Жилая зона с мало-, средне- и многоэтажными домами располагается в северной части этого треугольника, между Новоладожским каналом, Красным проспектом, Леманским каналом и Октябрьской улицей. Восточную окраину занимают садоводческие товарищества. Промышленная зона Шлиссельбурга расположена вдоль берега Невы.
К югу от города проходит автодорога федерального значения Р-21 «Кола» Санкт-Петербург – Петрозаводск – Мурманск – граница с Норвегией. Шлиссельбург связан с ней подъездом (дорога регионального значения 41К-128), эта дорога следует далее на запад вдоль Невы до Санкт-Петербурга (41К-121). В восточном направлении вдоль Староладожского канала проложена дорога регионального значения 41К-127 Шлиссельбург – Нижняя Шальдиха – Путилово – станция Назия. Протяжённость автодорог общего пользования местного значения на территории городского поселения 31,3 км, в том числе с твёрдым покрытием 18,2 км (2020).
Нева судоходна, является частью Беломорско-Балтийского водного пути – составной части Единой глубоководной системы водных путей Европейской России. В период навигации по реке транзитом (в основном вниз по течению, в сторону Санкт-Петербурга) идут значительные потоки разнообразных грузов (минеральные строительные материалы, нефтепродукты, чёрные металлы и др.). По реке курсируют также пассажирские круизные суда по популярным маршрутам из Санкт-Петербурга на о. Валаам, о. Кижи, в Москву и др. На Ореховом острове устроена пристань для круизных судов, на левом берегу Невы – ещё одна пристань. По Новоладожскому каналу осуществляются перевозки местного значения; в акватории канала организовано место отстоя судов в межнавигационный период.
Ближайшая к городу железнодорожная станция Петрокрепость (на линии Санкт-Петербург – Невская Дубровка) находится на правом берегу Невы, в посёлке имени Морозова.
Внутригородского наземного транспорта нет. Действуют 2 пригородных автобусных маршрута, связывающих Шлиссельбург с Санкт-Петербургом. В период навигации организуется речное сообщение между Ореховым островом и обоими берегами Невы (в Шлиссельбурге и посёлке имени Морозова).
Население
Численность населения составляет 14851 человек (1 января 2021) или около 14,0 % населения района. Динамика численности населения (по материалам переписей населения; человек, год): 13170 в 2010, 12401 в 2002, 12589 в 1989, 10212 в 1979, 8466 в 1970, 7164 в 1959. Выгодное экономико-географическое положение города (близкое соседство с Санкт-Петербургом) способствует притоку мигрантов, который и предопределяет демографический рост города: с 1989 по 2021 гг. число жителей Шлиссельбурга выросло на 18 %. Население города мононационально: 92,4 % – русские (2010).
Естественный прирост отрицательный; в 2020 г. общие коэффициенты: рождаемости 6,2 ‰, смертности 13,3 ‰, естественной убыли 7,1 ‰. Миграционный прирост, как правило, положительный. Только за 2011–2019 гг. суммарное миграционное сальдо по городу составило 1,7 тыс. человек.
История
Основание и развитие города в составе Новгородской республики
В 1323 г. основан на Ореховом острове новгородцами как крепость Орешек (первоначально – деревянная с одной каменной башней). В ней был подписан новгородско-шведский Ореховский мир 1323 г. В 1348 г. крепость была захвачена шведами, вскоре отбита новгородцами. В 1352 г. в восточной части острова под руководством новгородского архиепископа Василия Калики была возведена каменная крепость в виде четырёхугольника (100 × 90 м) с несколькими башнями. В западной части острова, отделённой от крепости каналом (ширина 3,3–4,8 м; в 16 в. засыпан), возник посад, в 1410 г. обнесённый каменной стеной. В 1478 г. в составе Новгородской республики Орешек вошёл в состав Русского государства.
В составе Русского государства
В 1-й трети 16 в. (около 1514 – около 1525, даты установлены в соответствии с дендрохронологией исследованных археологами спилов брёвен строительных лесов: Кирпичников. 1979. С. 40) крепость была полностью перестроена. По берегам Невы, на Корельской (правый берег) и Лопской (левый берег) сторонах, сформировались неукреплённые посады.
Крепость выдержала осады шведских войск в 1555 г. в ходе русско-шведской войны 1555–1557 гг., в 1579 и 1582 гг. во время Ливонской войны 1558–1583 гг.
В Смутное время с сентября 1608 до начала 1609 гг. горожане поддерживали Лжедмитрия II. В ходе Шведской интервенции начала 17 в. осаждался летом – осенью 1610 г., в феврале 1611 г. и осенью 1611 – весной 1612 гг. В начале мая 1612 г. капитулировал на почётных условиях.
В составе Швеции
По Столбовскому миру 1617 г. отошёл к Швеции. Переименован в Нотебург (Ореховый город). В 1617–1702 гг. центр Нотебургского лена провинции Ингерманландия. В 1619–1641 и 1686–1697 гг. был проведён ремонт крепости. В 1656 г., во время русско-шведской войны 1656–1658 гг., город осаждался русскими войсками под командованием П. И. Потёмкина, но взят не был.
История в 1702–1917 гг.
Во время Северной войны 1700–1721 гг. город 11(22) октября 1702 г. был взят российскими войсками под командованием царя Петра I. Переименован в Шлиссельбург. Входил в состав Ингерманландской губернии 1702–1707 гг. Уездный город Санкт-Петербургской губернии (до 1710 – Ингерманландская, с 1914 – Петроградская) (1707–1719, 1744–1923), Санкт-Петербургской провинции Санкт-Петербургской губернии (1719–1744).
Город развивался на территории бывшего посада на левом берегу Невы, у её истока из Ладожского озера. По территории города прошли Староладожский (1719–1731), Малоневский (1800–1806) и Новоладожский (1861–1866) каналы Мариинской водной системы.
В начале 18 – начале 20 вв. крепость была главной политической тюрьмой России. Среди отбывавших здесь заключение: первая супруга Петра I Евдокия Фёдоровна, бывший император Иван VI, бывший регент России Э. И. Бирон, просветитель Н. И. Новиков, декабристы, польский революционер В. Лукасиньский (в 1831–1868), революционеры М. А. Бакунин (в 1854–1857), Н. А. Ишутин (в 1866–1868), Н. А. Морозов (в 1882–1905), А. И. Ульянов (в 1887), В. Н. Фигнер (в 1884–1904). В 1812 г. было снято артиллерийское вооружение крепости. В 1881–1884 гг. в крепости была построена т. н. Новая тюрьма, в 1907 г. размещён каторжный централ (в 1911 завершено строительство нового здания). Все заключённые освобождены в ходе Февральской революции 1917 г.
История с 1917 г.
Советская власть была установлена в Шлиссельбурге в октябре/ноябре 1917 г.
Город входил в состав Петроградского (с 1924 Ленинградского) уезда Петроградской (с 1924 Ленинградской) губернии (1923–1927). Город окружного значения (1927–1930) Ленинградского округа Ленинградской области. В 1930–1936 гг. входил в Ленинградский Пригородный район Ленинградской области (с декабря 1931 район подчинялся городскому совету Ленинграда). Город областного подчинения (значения) Ленинградской области (1936–1959, 1993–2006).
После начала Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. оккупирован 8 сентября 1941 г. в ходе Ленинградской битвы 1941–1944 гг. германскими войсками. При этом крепость осталась под контролем Красной Армии и служила форпостом левого фланга Ленинградского фронта; подвергалась массированным артиллерийским обстрелам и налётам германской авиации, в результате чего сильно пострадала. Город был освобождён Красной Армией 18 января 1943 г. в ходе операции по прорыву блокады Ленинграда «Искра».
В 1944–1992 гг. назывался Петрокрепость. Входил в Мгинский (1959–1960) и Тосненский (1960–1963) районы, в 1963–1965 гг. находился в подчинении Тосненского городского совета, в 1965–1977 гг. – Кировского городского совета, в 1977–1993 гг. – в составе Кировского района. В 1996–2004 гг. составлял муниципальное образование, с 2004 г. образует городское поселение.
Архитектура
На Ореховом острове расположена крепость Орешек (около 1514 – около 1525; филиал Государственного музея истории Санкт-Петербурга) с планом в виде многоугольника (300 × 150 м) с каменными стенами (первоначальная высота 12 м), внутренней трёхбашенной цитаделью (в северо-восточной части; сохранилась Светличная башня) и семью внешними башнями (сохранилось пять – Головина, Государева, Королевская, Флажная и Головкина; первоначальная высота 12–15 м, верхние части кладок сломаны в 1815–1817, верхние части первых трёх названных башен восстановлены между 1958 и 1983). В 18 в. дополнительно укреплена бастионами (четыре насыпаны из земли по рисунку Петра I в 1702–1703 под надзором коменданта крепости графа А. Д. Меншикова и под руководством Г. И. Головкина, К. А. Нарышкина, Н. М. Зотова и графа Ф. А. Головина; укреплены в 1715, обложены камнем в 1741–1758) и куртинами (1739 – 1760-е гг.). Около 1712 г. над юго-западной каменной Колокольной (Набатной, или Часовой) башней цитадели возведён деревянный восьмерик с часами и колоколами, увенчанный металлическим шпилем (восьмерик разобран в 1727, в 1728–1732 построен новый, архитекторы Д. Трезини, Х. фан Болес, Г. Несмеянов; общая высота башни составила 27 м; разобрана в 1882).
В крепости сохранились: фундаменты и нижние части валунных стен старой крепости (1352; открыты археологами в 1969), оборонительных стен посада (1410), каменный фундамент деревянного одноэтажного дворца Петра I (1722, архитектор Д. Трезини, разобран в 1763), остатки строительных материалов каменной бесстолпной церкви Преображения Господня (предположительно, 1-я четверть 16 в., разобрана около 1770), руины солдатских казарм (1717–1721, архитектор И. Г. Устинов; достроены в 1722–1728, Д. Трезини, и в 1906–1909), собора Рождества Иоанна Предтечи в стиле классицизма (1826–1831, архитектор А. Е. Штауберт; разрушен в 1940-х гг., в 1985 в его руинах открыт мемориальный комплекс «Клятва», посвящённый защитникам Орешка в годы Великой Отечественной войны, архитектор И. Д. Билибин, скульпторы Г. Д. Ястребенецкий и А. Г. Дёма), надзирательского корпуса (1909–1911), тюремные корпуса конца 18 – начала 20 вв. – «Секретный дом» на территории цитадели (1798, архитектор П. Патон; восстановлен в 1980), т. н. Новая тюрьма (1881–1884, восстановлена в 1962), руины 4-го корпуса (каторжный централ, 1911). Близ северной Королевской (Нарышкиной) башни (16 в.; переложена шведами в 1686–1697, фортификатор Э. Дальберг) установлен памятник революционерам, погибшим в 1884–1906 гг. (1919, скульптор И. Я. Гинцбург; восстановлен в 1953, реставратор И. Н. Бенуа). Над могилой русских солдат, погибших при взятии крепости в 1702 г., установлен металлический крест.
В центре Шлиссельбурга, на берегу Староладожского канала, расположен ансамбль Соборной площади с барочным Благовещенским собором (1763–1764, колокольня 1788–1795, архитектор Г. И. Карпов; собор – с 1864; деревянный барабан заменён на классицистический каменный в конце 18 в., шпиль колокольни заменён в 1877–1882, архитектор Н. Д. Федюшкин, разобран после 1935; собор реставрирован в 1970–1981, архитектор А. Н. Милорадович; шпиль восстановлен в 2014–2015). Рядом с собором расположены тёплая церковь Святителя Николая Чудотворца (1768–1770; главы и верх колокольни разрушены после закрытия церкви в 1933) и классицистическая часовня Казанской иконы Божией Матери (1845–1847, архитектор Г. Ершов; восстановлена в 1961, освящена в 1990).
На острове, образованном Староладожским и Новоладожским каналами, – Красная площадь с Гостиным двором (1892, инженер В. Н. Бобров) и зданиями 19 в. (дом Азначевского с торговыми лавками, 1845; дома Наумова, Леонтьева и др.). Также сохранились: бывшие Присутственные места (1794–1804), здание гостиницы купца Штелевского (конец 19 – начало 20 вв.; в советское время – горисполком), купеческие дома 2-й половины 19 – начала 20 вв. (А. Г. Поташева, 1858; и др.). У входа в Неву Староладожского канала находятся гранитный шлюз (1826–1828) и Петровский мост (1826–1832, инженеры П. П. Базен и Н. И. Богданов; реконструирован в 1991). Через Малоневский канал построен пешеходный Горбатый мост (1835–1841). На дамбе – станция Императорского общества спасания на водах (1901; ныне отдел МЧС России), пирс с памятником путейцам-речникам России (2019). На о. Святой Екатерины (ныне Фабричный остров) – кирпичный комплекс ситценабивной фабрики (основана в 1763; перестроена в конце 19 в., архитектор Ф. И. Габерцеттель): шесть двух- и трёхэтажных производственных корпусов, заводоуправление, водонапорная башня, пожарное депо, проходная (ныне Музей истории города Шлиссельбурга).
Город отстроен преимущественно после разрушений Великой Отечественной войны. Возведено около 70 жилых двух- и трёхэтажных домов (1948–1963), 23 жилых пятиэтажных дома (1965–1990), 10 жилых девятиэтажных домов (1975–1991 и 2007–2011; в том числе дом «Бастилия», 1978), два 10-этажных дома (1996–1997), 12-этажный дом (1989) на берегу Староладожского канала и 16-этажный дом (2018) на Пролетарской улице. В 1960-х – 1970-х гг. на Фабричном острове отстроен комплекс Невского судостроительно-судоремонтного завода с эллингами, цехами, стапельными площадками, десятиэтажным зданием заводоуправления. В 1976 г. завершено строительство Дома культуры «Невский».
В городе установлены памятники императору Петру I (1957, по модели скульптора М. М. Антокольского), дипломату графу С. Л. Рагузинскому-Владиславичу (2011, скульптор Г. Лазич-Чапша). Также возведены: памятник на Братской могиле советских воинов (1955); мемориальный комплекс на месте наведения в 1943 г. железнодорожной переправы (памятный знак, 1983); памятник шлиссельбуржцам, погибшим в годы германской оккупации (1988).
Религия
В г. Шлиссельбург, по данным Министерства юстиции на февраль 2022 г., зарегистрированы 3 религиозные организации: 2 православные и 1 христиан веры евангельской. Православные храмы города принадлежат к Тихвинской епархии РПЦ.
Образование. Библиотеки. Культурно-досуговые центры
В Шлиссельбурге функционируют: общеобразовательная школа (1225 учащихся, 2019), три детских сада (899 воспитанников), детская музыкальная школа (1978; 178 учащихся), детская художественная школа (1984; 170 учащихся).
Сеть городских учреждений культуры включает Культурно-спортивный комплекс «Невский» (1976, 1996 – современное название; на его базе работает 13 творческих коллективов и любительских объединений) и Шлиссельбургскую городскую библиотеку имени М. А. Дудина.
Музеи
Основной музей города – крепость Орешек (основан в 1925, в 1928 открыт для посетителей в качестве филиала ленинградского Музея революции, в 1939 закрыт, экспонаты вывезены в Ленинград, возобновил работу с началом реставрации крепости в 1960-х гг.; с 1965 – филиал Государственного музея истории Санкт-Петербурга). В качестве музейных экспозиций представлены воссозданные боевые казематы 16 в., камеры и карцеры т. н. Старой и Новой тюрем.
Музей истории города Шлиссельбурга (основан в 1990, первая экспозиция открыта в 1995 в здании культурно-спортивного комплекса «Невский») находится на Фабричном острове в здании бывшей проходной ситценабивной фабрики; представлены материалы по истории города 14–20 вв., строительству Ладожских каналов, Шлиссельбургской мануфактуре (1763–1941), Невскому судостроительно-судоремонтному заводу; свыше 4,5 тыс. единиц хранения.
Достопримечательности
Ансамбль Шлиссельбургской крепости и проложенные по территории города Староладожский и Новоладожский каналы внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в составе объекта «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников».
У входа Староладожского канала в Неву сохранилось уникальное инженерное сооружение – четырёхкамерный гранитный шлюз (1826–1828); там же – реконструированный в 1991 г. Петровский мост на колоннах (1826–1832).
Парки
В центральной части города – парк Гагарина; на его территории городской рынок, детские спортивные площадки, площадки для мини-футбола и баскетбола.
Здравоохранение
Работает Шлиссельбургская городская больница, входящая в состав Кировской клинической межрайонной больницы; включает поликлинику (мощность 150 посещений в смену); круглосуточный стационар (117 коек); 2 стационара дневного пребывания (45 коек); лечебно-диагностические отделения (кабинеты). В городе функционируют 4 частные стоматологические клиники и частная семейная клиника «Доктор».
Хозяйство
Крупный экономический центр Кировского района. Ведущая отрасль экономики – обрабатывающая промышленность. Наличие исторических памятников делает значимой отраслью экономики туризм. Вследствие положения города в Санкт-Петербургской агломерации растёт селитебная функция города: Шлиссельбург постепенно превращается в «спальный район» Санкт-Петербурга.
Экономически активное население 8 тыс. человек (2020); уровень регистрируемой безработицы 3,10 % (1 января 2021). Значительная часть трудоспособного населения работает в Санкт-Петербурге.
Промышленность фактически моноотраслевая – почти весь объём производства обеспечивается машиностроением. Градообразующее предприятие – Невский судостроительно-судоремонтный завод (основан в 1913 как судоремонтные мастерские; с 1952 судостроительно-судоремонтный завод) – часть Объединённой судостроительной корпорации. Предприятие специализируется на постройке судов речного и смешанного (река – море) плавания всех типов: аварийно-спасательных, танкеров, сухогрузов, буксиров, служебно-разъездных теплоходов, судов технического флота и флота обеспечения, причальных комплексов с вертолётной площадкой и др. Всего с 1952 г. построено около 300 судов. Другое крупное машиностроительное предприятие города – Ладожский транспортный завод (1958, специализация – производство подъёмно-транспортного оборудования, судостроение, судоремонт). Малые предприятия производят маломерные суда и лодки («Озёрная верфь», «Тритмент»), электрораспределительную аппаратуру («Красный тракт»).
Сфера услуг представлена учреждениями образования, здравоохранения, туризма, торговли. Действует транспортная компания «Пассажирский флот» (1997). В Шлиссельбурге находятся отделения 2 банков и 4 гостиницы.