Месмахер Максимилиан Егорович
Месма́хер Максимилиа́н (Макси́м) Его́рович (Максимилиан Эдуард Месмахер, Maximilian Eduard von Messmaher) [20.3(1.4) или 21.3(2.4).1842, Санкт-Петербург – 4.9.1906, Дрезден], российский архитектор, академик (1872), профессор (1890) Императорской Академии художеств, действительный статский советник (1896). Потомственный дворянин (с 1888). Мастер историзма, один из основоположников русской школы технического рисования.
Родился в семье портного, шорника и каретного мастера Иоганна Георга Месмахера (1801–1867) родом из Ревеля (ныне Таллин). В 1850–1857 гг. обучался в Главном немецком училище при Санкт-Петербургской лютеранско-евангелической церкви Святого Петра (Петришуле). В 1858 г. поступил в Рисовальную школу Общества поощрения художников в Санкт-Петербурге, затем в Императорскую Академию художеств (ИАХ) (1860–1867), где обучался по классу архитектуры у Ф. И. Эппингера. Ученические проекты Месмахера отмечены наградами: малая серебряная медаль за проект Охотничьего замка (1861), большая серебряная медаль за проект пароходной пристани (1863), малая золотая медаль за проект здания для гласного судопроизводства (1864); малая и большая серебряные медали за рисунки с натуры (1865–1866). В 1867 г., ещё во время учёбы, Месмахер под руководством А. И. Резанова участвовал в перестройке Центрального зала здания ИАХ, в том же году получил большую золотую медаль за проект загородного дома для богатого вельможи.
В 1867–1872 гг. Месмахер в качестве пенсионера ИАХ посетил Италию, Бельгию, Германию, Испанию, Грецию и Османскую империю, за проект реставрации античного театра в Таормине на о. Сицилия (выполнен совместно с В. А. Коссовым на основе проведённых ими раскопок этого памятника) получил звание академика архитектуры ИАХ (1872). За время поездки Месмахер выполнил более 200 акварельных рисунков с видами городов (Венеция, Рим, Таормина, Амальфи, Эльче, Толедо, Афины и др.; хранятся в Эрмитаже и Научно-исследовательском музее Российской академии художеств в Санкт-Петербурге). В 1875 г. ИАХ отправила акварели Месмахера на Всемирную выставку в Вену, где архитектору была присуждена медаль «За искусство».
В 1873 г. Месмахер поступил на службу в Министерство внутренних дел, с 1874 г. занял пост сверхштатного архитектора в Главном инженерном управлении.
Работал преимущественно в Санкт-Петербурге. В 1874 г. составил проект внутренней отделки собора Воскресения Словущего Смольного монастыря, включая иконостас в духе зодчества Б. Ф. Растрелли (реализован в 1875–1881). В 1877–1879 гг. участвовал в перестройке здания Общества поощрения художников. Построил в русском стиле церковь Святых Космы и Дамиана лейб-гвардии Сапёрного батальона (1876–1879, не сохранилась; могла также использоваться как манеж, при этом алтарь и иконостас задвигались особой перегородкой) и деревянную дачу брата архитектора, Г. Е. Месмахера, в Парголовском саду (ныне Шуваловскй парк; 1870-е гг.), отличающуюся асимметричной динамичной композицией и богатым резным декором.
Штатный архитектор Исаакиевского собора (1877–1888), в 1882–1898 гг. руководил его реставрацией в связи с неравномерной осадкой, занимался приведением колонн портиков в вертикальное положение, починкой карнизов и мраморной облицовки.
В оформлении фасадов дворца великого князя Алексея Александровича на набережной реки Мойка (1882–1885) Месмахер использовал мотивы неоренессанса и необарокко, интерьеры выполнены в различных исторических стилях (кабинет и Английский зал в формах Возрождения, Китайская гостиная в духе традиционного китайского зодчества и др.); примечательна ограда со стороны набережной, оформленная в русле необарокко. В стиле неоренессанса возвёл дворец великого князя Михаила Михайловича на Адмиралтейской набережной (1885–1888) и здание Архива Государственного совета (1883–1887; ныне Российский государственный архив Военно-Морского Флота РФ).
Оформлял в различных исторических стилях интерьеры особняка В. Ф. Гагариной на Большой Морской улице (1873–1874), дворца великого князя Владимира Александровича (1882–1885), Аничкова дворца (1886–1887; не сохранились) и др.
В 1892–1900 гг. занимался перестройкой дворца для императора Александра III в Массандре в Крыму (первоначальный проект Э. Бушара для светлейшего князя С. М. Воронцова, 1881, не завершён). Месмахер сохранил от первоначальной постройки только общую планировочную структуру, создав внешний облик здания в стиле неоренессанса. Архитектурным прототипом дворца стали замки Луары: асимметричная композиция, определённая свободной планировкой, дополнялась сложными декоративными элементами – фигурной кровлей, мансардой, башенками, разнообразными по форме и оформлению печными и вентиляционными трубами.
В здании музея Центрального училища технического рисования барона А. Л. Штиглица (1885–1896) фасады и главный вестибюль оформлены Месмахером в духе флорентийского Ренессанса, а интерьеры залов соответствовали тематике экспозиции: в зале «Теремок» в русском стиле было представлено древнерусское декоративно-прикладное искусство, в Готическом зале в формах неоготики – искусство средневековой Европы и т. д. Архитектор также участвовал в создании коллекции музея.
В 1874–1896 гг. Месмахер преподавал композицию в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (до 1882 Общество поощрения художников). В 1879 г. стал первым директором Центрального училища технического рисования барона А. Л. Штиглица, составил его устав и учебную программу, включавшую, помимо прочего, черчение, съёмку (обмеры) различных предметов, специальные виды рисунка (гравюрный, кожетиснённый, чеканный и др.) для создания графического изображения (проекта), по которому предмет легко воспроизводился в заданном материале. Месмахер сыграл важную роль в разработке методов подготовки отечественных мастеров декоративно-прикладного искусства, занимался возрождением искусства майолики, вёл класс акварели, читал лекции по истории стилей и орнамента. В 1896 г., после конфликта с попечителем училища А. А. Половцовым, подал в отставку с поста директора и с государственной службы.
В 1897 г. уехал с семьёй из России, поселился в Дрездене.
Награждён орденами Святого Станислава 2-й степени, Святой Анны 2-й степени, Святого Владимира 3-й степени (1888).
Похоронен на кладбище Йоханнесфридхоф в Дрездене.
Библиотека Месмахера в 1918 г. поступила в собрание Публичной библиотеки (ныне Российская национальная библиотека) в Петрограде (ныне Санкт-Петербург).