«Римский тип» в иконографии
«Ри́мский тип» в иконогра́фии, вариант иконографии Сотворения мира: Творец в сегменте неба, под ним Святой Дух в виде голубя, нисходящий на Агнца, по сторонам от них – персонификации света и тьмы в мандорлах и медальоны со светилами. Восходит к несохранившимся фрескам римской базилики Сан-Паоло-фуори-ле-Мура (середина 5 в.) и кругу иконографически близких им памятников (фронтисписы «Атлантовских Библий», фрески Рима и Лацио 11 и 12 вв., например, в римской церкви Сан-Джованни-а-Порта-Латина). По мере удаления от иконографического образца композиция приобретала вариативность. К «римскому типу» также относят «Салернский антепендий», фрески церкви Сант-Анджело-ин-Формис (все – т. н. ближний круг; последняя четверть 11 в.) и староанглийские рукописи 11–12 вв. («дальний круг»). Термин введён Я. ван дер Мейленом (Van der Meulen J. Schoepfer, Schopfung // Lexikon der christlichen Ikonographie. Rom, 1972. [Bd.] 4. S. 101).