Liber Pontificalis
Liber Pontificalis (с лат. Книга понтификов, Папская книга), сборник биографий епископов и пап Римских. Древнейшие списки епископов Рима были составлены в 80-е гг. 2 в. священномучеником Иринеем Лионским (между 120 и 140–202 ) и Егесиппом (2 в.). Труд последнего был использован в «Церковной истории» (около 325) Евсевия Кесарийского. В основу Liber Pontificalis лег Каталог Либерия, созданный в 4 в. официальный перечень римских епископов. Каждая биографическая заметка в Liber Pontificalis составлена по образцу сочинения «О знаменитых мужах» Иеронима Стридонского (347–420) и следует общему формуляру. В нём указаны имя папы; его происхождение; имя отца; продолжительность понтификата с точностью до дня; имена правивших в этот период императоров; имена консулов, избиравшихся в годы понтификата; обстоятельства смерти. Далее приведены основные сведения о деятельности пап: административные распоряжения, нововведения в богослужении, меры по строительству и украшению церквей, дела благотворительности. В заключении указывается количество епископов, пресвитеров и диаконов, рукоположенных папой, день и место его погребения, длительность последовавшей вакации папского престола.
По мнению большинства исследователей, сохранившийся текст Liber Pontificalis является одной из нескольких версий произведения, созданных почти одновременно. Другие принято считать эпитомами (сокращёнными редакциями) и фрагментами, самый известный из которых – Лаврентьевский фрагмент, созданный около 555 г. в неаполитанском монастыре сторонниками антипапы Лаврентия (ум. в 506). Л. Дюшен выделял две редакции Liber Pontificalis. Составление первой, утерянной, началось при папе Гормизде (понтификат 514–523) и продолжалось до понтификата Феликса IV (III) (понтификат 526–530) или Бонифация II (понтификат 530–532), вторая редакция памятника выполнена не позднее 40-х гг. 6 в., вероятно, в начале понтификата Вигилия (понтификат 537–555). Г. Вайц и Т. Моммзен предложили теорию о том, что первая версия Liber Pontificalis была составлена в начале 7 в., вскоре после кончины папы Григория I Великого (понтификат 590–604). Сохранившийся текст источника Моммзен датировал 2-й половиной 7 в., не позже избрания папы Сергия I (понтификат 687–701). Эту теорию не приняло большинство историков.
Создание Liber Pontificalis было обусловлено церковно-политическими конфликтами рубежа 5–6 вв., в частности противостоянием папы Симмаха (понтификат 498–514) и антипапы Лаврентия, а в более широком контексте – акакианской схизмой между Римом и Константинополем. Приверженцы Лаврентия, отождествляемые с провизантийской партией в Риме, выступали за примирение с Константинополем, тогда как сторонники Симмаха стремились продолжать жёсткую политику пап Феликса III (II) (понтификат 483–492) и Геласия I (понтификат 492–496). По мнению Дюшена, первая версия Liber Pontificalis была написана сторонниками папы Симмаха, возможно, в качестве «ответа» на появление Лаврентьевского фрагмента. Автор второй редакции Liber Pontificalis, напротив, принадлежал к провизантийской партии и поддерживал антипапу Диоскора (ум. в 530) в его противостоянии с Бонифацием II.
Ранние сведения об истории папского престола считаются в значительной степени вымышленными для соблюдения единой схемы каждого жизнеописания. Повествование можно считать достоверным начиная с биографии Анастасия II (понтификат 496–498). Согласно Дюшену, основной текст завершался биографией Сильверия (понтификат 536–537) и затем некоторое время не дополнялся, по меньшей мере до понтификата папы Гонория I (понтификат 625–638). В 7–9 вв. папские биографии, относящиеся к Liber Pontificalis, записывались регулярно, нередко ещё при жизни понтификов. Создававшиеся в 12–15 вв. новые редакции и продолжения Liber pontificalis принято рассматривать как самостоятельные произведения.
В изданиях Дюшена и Моммзена учтено не менее 70 рукописей Liber Pontificalis. Тексты написаны на латыни, простым и ясным языком, почти без риторических приёмов, с использованием шаблонных формул. Несмотря на то что биографии понтификов составлялись разными людьми и при разных обстоятельствах, в них присутствуют общие черты, которые свидетельствуют об идеологической преемственности их авторов, которые, по мнению большинства ученых, были младшими сотрудниками папской администрации.
В ранних рукописях сборник чаще всего именовался «Книга епископов» или «Епископская книга» (Liber episcopalis; Episcopale). Начиная с эпохи Каролингов – «Деяния (Римских) понтификов» (Gesta pontificum (Romanorum), Gesta pontificalia) или «Хроника понтификов» (Chronica pontificum). В сочинениях Гинкмара Реймсского встречаются наименования «Gesta pontificum» и «Liber episcopalis». Название «Liber Pontificalis» появляется в рукописях с 12 в. и получает широкое распространение в 15 в. благодаря гуманисту Платине (1421–1481). Оно было использовано в издании Дж. Виньоли (1724–1755) и утвердилось в литературе после работ Дюшена.