Орленев Павел Николаевич
Орле́нев Па́вел Никола́евич (настоящая фамилия Орлов) [22.2(6.3).1869, Москва – 31.8.1932, там же], российский актёр, народный артист Республики (1926).
Из купеческой семьи. С 1881 г. играл в московском Артистическом кружке (брат невесты – «Русская свадьба в исходе XVI века» П. П. Сухонина). В 1885 г. поступил на драматические курсы при Малом театре, дебютировал здесь в 1886 г. (Капитоша – «Наш друг Неклюжев» А. И. Пальма), обратив на себя внимание Г. Н. Федотовой и А. Н. Островского. В конце 1880-х – начале 1890-х гг. играл в театрах Вологды, Риги, Полоцка, Нижнего Новгорода, Вильны (ныне Вильнюс), Ростова-на-Дону и других городов, в 1893–1895 гг. в Театре Корша, в 1895–1902 гг. (с перерывами) в Театре Литературно-художественного общества (Санкт-Петербург). В 1900–1905 гг. постоянный партнёр А. А. Назимовой. Воплощая идею о народном театре, в 1910 г. организовал бесплатные спектакли для крестьян в подмосковном Голицыне, в 1913 г. – представления в Вострякове. После 1917 г. гастролировал, помогал самодеятельным коллективам. В ролях комических простаков Орленев отличался непосредственностью, мягкостью исполнения, незаурядным сценическим обаянием. Вносил элементы драматизма в исполнение водевильных ролей (мальчик-сапожник – «С места в карьер» Д. А. Мансфельда, Степан – «Школьная пара» Е. М. Бабецкого, Жако – «Трильби» Г. Г. Ге). Крупным достижением Орленева стала роль царя Фёдора Иоанновича («Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого), выявившая его мощное трагедийное дарование. Исторический образ актёр наполнил современным содержанием; разлад с действительностью, надлом, тревожная растерянность его героя стали определяющими чертами созданного Орленевым нового для русского театра амплуа – «неврастеник». Среди ролей: Раскольников и Дмитрий Карамазов («Преступление и наказание» и «Братья Карамазовы» по Ф. М. Достоевскому), Освальд («Привидения» Г. Ибсена), Лорензаччо («Лорензаччо» А. де Мюссе), Рожнов («Горе-злочастье» В. А. Крылова), Павел I («Павел I» Д. С. Мережковского), Бетховен («Жизнь Бетховена» М. Я. Жижмора).
В 1913–1915 гг. снимался в кино (немые фильмы «Преступление и наказание», «Привидения» и др.).
Во главе собственной труппы гастролировал в Германии (1904), Великобритании (1905), США (1905–1906, 1911–1912), Норвегии (1906) и других странах.