Прямая демократия
Пряма́я демокра́тия (непосредственная демократия, чистая демократия), форма демократии, при которой граждане имеют право принимать непосредственное участие в политических дискуссиях и принятии политических решений. В прямой демократии отсутствуют народные представители (депутаты), задача которых состоит в репрезентации интересов и взглядов социальных групп. Данную форму также называют чистой или непосредственной демократией.
Прямая демократия позволяет провести дискуссию по общественно важному вопросу быстро, минуя бюрократические процедуры, которые часто тормозят принятие политических решений в представительной демократии. Поэтому только при прямой демократии граждане могут полностью самостоятельно определять и собственную судьбу, и судьбу всего государства и общества. Прямое участие граждан приводит к политическому и гражданскому просвещению. В противном случае прямая демократия может превратиться в охлократию, то есть власть толпы.
В условиях прямого участия граждан профессиональные политики отсутствуют, политиками становятся сами граждане. При этом нельзя говорить о профессионализации политической деятельности, которая начала формироваться с появлением представительной демократии. Отсутствие профессиональных политиков позволяет обществу и народному собранию принимать решения не в интересах отдельных заинтересованных лиц, а в интересах социальных групп и общества. Прямая демократия предполагает, что легитимность политических решений является полной, т. к. принимается всем обществом через непосредственное участие.
С момента упадка греческих полисов, практикующих прямую демократию, данная форма перестала существовать, но её отдельные элементы встроились в структуру представительной демократии, таким образом, «чистых» прямых демократий не существует. Прямая демократия осуществляется традиционно либо через народные собрания, либо через референдум: первое было свойственно античной модели демократии, второе – швейцарской модели демократии и концепции электронного правительства.
Прямая демократия в Афинах
Исторически прямая демократия зародилась в древнегреческих городах-полисах. Большую известность получила прямая демократия в Афинах: ныне афинскую демократию выделяют в качестве самостоятельной формы демократии. Прямая демократия является обобщающим понятием для всех исторических примеров непосредственного участия граждан в обсуждениях и принятии политических решений, а афинская демократия является частным случаем прямой демократии.
Прямая демократия существовала в Афинах в 6–4 вв. до н. э. Предпосылки прямой демократии прослеживаются в реформах архонта Афин Солона, который начал их вследствие восстания Килона, стремившегося установить тираническое правление. Позже другой афинский архонт – Клисфен – провёл реформы, которые сформировали предпосылки для прямого участия граждан в политике: он разделил Афины на 10 фил по территориальному признаку, отказавшись от деления полиса на территории четырёх влиятельнейших аристократических семей, чтобы нивелировать их власть и общественное влияние. Каждая фила делилась на триттии, а триттии – на демы.
Прямая демократия в Афинах формально предполагала участие всех граждан, тем не менее это не означало участие любого жителя полиса в обсуждении и принятии политических решений. К числу граждан афинского полиса принадлежали лишь свободные мужчины, а женщины, дети, рабы, метеки (люди, родившие не в Афинах, также в эту категорию включали отпущенных из рабства) не являлись гражданами.
Ключевые политические решения обсуждались и принимались экклесией, то есть народным собранием. Для экклесии, чтобы был признан кворум, требовалось участие 6000 афинских граждан старше 20 лет. Экклесия собиралась около 40 раз в год. Из-за многочисленности участников из экклесии формировался Большой совет, его также называли Советом пятисот, в который входило 500 граждан старше 30 лет. Совет пятисот также был многочислен, что затрудняло выработку предложений для вынесения на экклесию, поэтому Коллегия (комитет) пятидесяти разрабатывала предложения для Совета пятисот. Коллегия пятидесяти не имела постоянного руководителя. С целью недопущения появления лидера, который бы сосредоточил власть и в Коллегии, и в Совете в своих руках, было введено правило, согласно которому глава Коллегии пятидесяти занимал эту должность только в течение одного дня за всю свою жизнь. Исключение делалось только для десяти военачальников, которые могли переизбираться на данную должность.
Прямая демократия в вечевых республиках Руси
Прямая демократия, осуществляемая через народное собрание, прослеживается в истории Новгородской республики и Псковской республики. В русской историографии их стали называть вечевыми республиками: под «республикой» понималась форма правления, для которой характерно разделение властей, а название «вече» носило народное собрание свободных граждан Новгорода и Пскова. Вече являлось народным собранием у восточных славян. Первые летописные упоминания института веча, распространившегося у восточных славян, восходят к концу 10 в., когда жители Белгорода (Киевское княжество) находились под осадой печенегов, а «помощи от князя не предвиделось, они "сотворили вече" и решили сдаться» (Сергеевич. 1867. С. 3). Основой для появления веча была возросшая активность городских общин (Летняков. 2009. С. 269).
Важные государственные вопросы – от международных отношений до назначения на высшие государственные должности и сбора налогов – обсуждались новгородским вече тогда, когда возникала необходимость, т. к. вече не было постоянно действующим органом и не имело регламента с зафиксированными процедурами и правилами.
После восстания в 1136 г. из Новгорода был изгнан князь Всеволод Мстиславич, что явилось началом формирования институтов прямой демократии. Ключевым политическим институтом стало вече; в его состав входили свободные мужчины-новгородцы, которые имели право принимать политические решения. В компетенцию веча входило назначение на государственные должности. В состав вече входили свободные мужчины-новгородцы, которые имели право принимать политические решения. Вече назначало, во-первых, посадника, который являлся фактическим руководителем государства и имел часть судебных функций; во-вторых, избирало местного епископа (архиепископа), для замещения Новгородской кафедры, т. к. окончательное, формальное, назначение осуществлял митрополит, который занимался финансовыми, торговыми и дипломатическими делами; в-третьих, тысяцкого, отвечавшего за городское ополчение, сбор налогов и торговый суд; в-четвёртых, князя, который не являлся высшим исполнительным лицом, а отвечал только за новгородскую армию. Вечевая система прямой демократии в Новгороде была трёхуровневой: на национальном уровне было общегородское вече, на уровне городских районов – «кончанские» веча, а на уровне отдельных улиц – «уличанские» веча. Из-за многочисленности общегородского веча ключевые политические решения обсуждались в первую очередь в Совете господ, в который входило 300 «золотых поясов», то есть 300 влиятельнейших бояр, а также все выборные государственные служащие, кроме князя. Решение на Новгородском вече принималось при единогласном мнении или подавляющем большинстве голосов (Сергеевич. 1867. С. 53).
По мнению ряда исследователей, Псковская республика переняла структуру прямой демократии из Новгорода, т. к. считается, что Псковские земли ранее входили в состав Новгородской вечевой республики, и Псков получил независимость, юридически признаваемую Новгородом, только в 1-й половине 14 в. по условиям Болотовского договора. Псковская вечевая республика при этом осталась в церковной юрисдикции новгородского архиепископа, который назначался вечем Новгорода. В Пскове было собственное вече, посадники, князь и Совет господ. Отличие состоит в системе разделения властей: если в Новгороде князь не являлся значимым должностным лицом, то в Пскове он мог влиять на большее количество государственных вопросов, т. к. бояре, составлявшие часть веча и Совета господ, были малочисленны и не имели такого влияния, как в Новгороде.
Возрождение институтов прямой демократии
Несмотря на то что доминирующей формой демократии в мире стала представительная демократия (в государствах, позиционирующих себя в качестве демократических, есть парламент, в котором заседают народные представители), отдельные элементы (институты) прямой демократии стали инкорпорироваться в её структуру. Так, Швейцарская Конфедерация, возникшая как союз трёх кантонов в 1291 г., возродила традицию народных сходов, имеющих высшую власть в кантоне. По мере развития швейцарской модели прямой демократии «народные собрания проводились "под открытым небом на общественных площадях, в ратуше и в других местах, установленных конституцией"» (Самородова-Богацкая. 2014. С. 138). В связи со значительным ростом населения проведение народных собраний стало затруднительным. С 1430-х гг. народные кантональные сходы начали трансформироваться в институт референдума: руководство г. Берн решило проводить опросы представителей общин вместо народного собрания. В 16 в. опросы окончательно трансформировались в референдумы, в которых граждане принимали непосредственное участие. В 1802 г. швейцарцы приняли на референдуме Конституцию Гельветической республики, находящейся под контролем наполеоновской Франции. Это стало первым в швейцарской истории общегосударственным референдумом. В Конституции Швейцарской Конфедерации 1874 г. референдум был закреплён в качестве права каждого гражданина принимать непосредственное участие в управлении государством. Также в политической системе Швейцарии существует механизм народной инициативы, позволяющий гражданам собирать подписи под законодательной инициативой, которую они хотят выдвинуть на референдум.
В Конституции Швейцарии, принятой в 1999 г., закрепили два вида референдума – обязательный и факультативный. Первый вид означает, что на референдум выносится конституционный вопрос, он может быть инициирован как властями, так и через механизм народной инициативы. Второй вид предполагает проведение референдума, на который выносится любой принятый парламентом закон, если часть швейцарского общества с ним не согласна; для его проведения требуется 50 тыс. подписей либо несогласие с ним не менее 8 кантональных правительств (из 26 ныне составляющих Швейцарию). Факультативный референдум проводится и в Лихтенштейне.
Развитие информационных технологий позволяет привлечь к обсуждению общественных проблем и вопросов как можно больше граждан, а также проводить голосования в онлайн-формате, одним из наиболее известных примеров чего стал процесс разработки новой конституции Исландии в 2011 г.
Прямая демократия может осуществляться через институт императивного мандата, который предполагает отзыв гражданами своего народного представителя, если он не выполнил во время осуществления депутатских полномочий обязательств перед своими избирателями. Однако отнесение императивного мандата к элементам прямой демократии неоднозначно, т. к. в истории 20 в. он встречался преимущественно в социалистических государствах, не предполагавших институтов прямой демократии и непосредственного участия граждан в политике.