Представительная демократия
Представи́тельная демокра́тия, форма народовластия, при которой народ как единственный источник власти осуществляет свою власть через избранных им представителей в лице органов государственной власти и местного самоуправления.
Существует две основные формы демократии: прямая (или непосредственная) и представительная.
Исторически первой возникла форма прямой демократии в древних Афинах, когда все жители полиса, обладавшие правом участвовать в управлении его делами, могли собраться на городской площади для непосредственного принятия государственно значимого решения. Однако у прямой демократии имелись существенные недостатки: сложность её реализации, связанная с трудностью организовать одновременное пребывание большого количества людей в одном месте; неоперативность в принятии государственно значимых решений.
Данные недостатки вызвали к жизни вторую форму демократии – представительную. В рамках такой формы демократии избранные народом представители (депутаты, сенаторы) могли оперативно собираться в специально оборудованных для этого местах для принятия решений. Образованные из представителей народа органы публичной власти получили название «представительные». Впоследствии с развитием парламентаризма основными функциями парламента стали законодательная и представительная функция, а законодательные органы получили своё двойное наименование – «законодательные (представительные) органы государственной власти». Рост численности электората привёл к тому, что в современных государствах форма представительной демократии преобладает над прямой. Этому способствовало также внедрение конституционной презумпции добросовестности законодателя, конституционности действий органов публичной власти, идеи о необходимости наличия эффективного и профессионального парламента. Государства обладают широтой усмотрения в вопросах того, как должна быть устроена представительная демократия (выбор вида избирательной системы, установление прямых и непрямых выборов, установление единой нормы представительства для определения избирательных округов, периодичность проведения выборов и сроки полномочий выборных органов власти, порядок ротации их членов и т. д.).
Так, согласно ст. 94 Конституции РФ Федеральное Собрание – парламент РФ – является представительным и законодательным органом РФ. В соответствии с ч. 3 ст. 3 Конституции РФ высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Считается, что в этих случаях народ властвует непосредственно, а потому выборы и референдум относят к прямой демократии (Парламентское право ... 2024. С. 33). Деятельность же органов государственной власти и местного самоуправления – это представительная демократия, поскольку решения в данном случае принимаются не народом напрямую, а его представителями.
Система представительных органов власти в России децентрализована и включает в себя: Федеральное Собрание, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, представительные органы муниципальных образований. Избираемые народом лица, замещающие государственные и муниципальные должности в единоличном качестве (президент, губернатор, мэр города) также могут быть отнесены к системе представительных органов власти.
Однако не стоит забывать, что даже избрав своих представителей, народ, как единственный источник власти в государстве, не утрачивает свою власть и не передаёт её государству. Народ передаёт лишь право властвовать от его имени, осуществлять власть постоянно и непосредственно (Актуальные проблемы ... 2015. С. 9). В связи с этим даже при широком распространении представительной демократии, формы прямой демократии не могут быть ликвидированы, они обязательно должны существовать в государстве.
Представительная форма демократии закреплена сегодня в конституциях демократических государств, которые предусматривают парламенты как обязательный элемент системы публичной власти и/или содержат общие положения о народном суверенитете. Так, в соответствии со статьями 55, 67 Конституции Итальянской Республики (1948) учреждается двухпалатный парламент, при этом каждый член парламента представляет интересы всего народа и не связан императивным мандатом. Согласно ст. 3 Конституции Франции (1958) суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его через своих представителей и посредством референдума, при этом ни одна часть народа, ни какой-либо отдельный человек не может присвоить себе осуществление народного суверенитета. В соответствии с ч. 2 ст. 20 Конституции Федеративной Республики Германия (1949) вся государственная власть исходит от народа и осуществляется им посредством выборов, других голосований и через конкретные законодательные, исполнительные и судебные органы.
Таким образом, форма закрепления в конституции представительной демократии может быть различной: через учреждение парламента (и иных органов публичной власти) и описание его функций, принципов деятельности или через регулирование конституционного принципа народного суверенитета и демократического государства.
Риск возникновения конституционных конфликтов по поводу реализации народом своей власти может возникнуть в случае противопоставления прямой и представительной демократии. Например, когда на референдум может быть вынесен вопрос об отмене принятого парламентом закона. Государства должны стремиться к тому, чтобы не противопоставлять эти формы демократии, с учётом того, что прямая демократия весьма чувствительна к различным политическим технологиям формирования и управления общественным мнением, а субъектом принятия решений при прямой демократии является электорат – группа людей, которые объективно не обладают всей полнотой значимой для принятия решения информации, в то время как органы государственной власти, напротив, обладают полной и достоверной информацией.