Предельная полезность
Преде́льная поле́зность, приращение степени удовлетворения, достигаемое от потребления каждой дополнительной единицы данного блага за определённый промежуток времени. Ключевое понятие «маржинальной революции» (Grenznutzen – у экономистов австрийской школы; final utility – у У. С. Джевонса; marginal utility – у экономистов кембриджской школы) и одна из основных категорий в современной микроэкономике. Большинству потребляемых благ присуще свойство убывания предельной полезности, т. е. снижение степени удовлетворения от потребления каждой последующей единицы блага, вплоть до нуля, по мере насыщения; при денежных ограничениях потребительского бюджета рациональный потребительский выбор заключается в приобретении такого количества разных товаров и услуг, чтобы предельная полезность отдельных благ уравновешивалась (см. законы Госсена).
Категория предельной полезности возникла как разрешение сформулированного экономистами ещё в 18 в. «парадокса воды и алмаза» при определении меновых пропорций между товарами: гораздо более высокой цены многих благ явно менее полезных (как алмаз) сравнительно с благами насущными (как вода). Этот парадокс зафиксировал двуединство в ценообразовании: 1) важность потребности, которую та или иная полезная вещь должна удовлетворить; 2) степень насыщения потребности. Значение обоих факторов было впервые чётко отмечено итальянским экономистом Ф. Галиани, но лишь в теории предельной полезности доведено до универсальной концепции ценообразования, охватывающей как свободно воспроизводимые товары (сферой которых классическая политическая экономия ограничивала трудовую теорию стоимости), так и уникальные, невоспроизводимые товары.
Понятие «предельной полезности» исходит из определения ценности запаса благ индивидуальными субъектами экономики, для которых предельной полезностью является наименьшая полезность, приносимая данным потребительским или производительным благом.
Существуют два подхода к измеримости предельной полезности. Кардиналистский подход (от латинского cardinalis – количественный) основан на предположении о возможности сравнительного измерения полезности разных благ или дополнительных единиц данного блага в количествах условных («ютиль» Э. фон Бём-Баверка) или денежных (А. Маршалл) единиц; обновлённую математизированную версию этого подхода развивали Дж. фон Нейман и О. Моргенштерн. Однако господствующим, начиная с работ В. Парето и Ф. фон Визера, стал развитый в неоклассическом направлении ординалистский подход (от латинского оrdinalis – порядковый). Он исходит из невозможности точного количественного определения полезности благ, но из возможности ранжирования потребительских предпочтений в порядке убывания.