Кембриджская школа
Ке́мбриджская шко́ла, группа экономистов, к которой принято относить учеников и последователей А. Маршалла, преподававшего в Кембриджском университете в 1868–1877 и в 1885–1908 гг. Представители: А. С. Пигу, Дж. Н. Кейнс, Дж. М. Кейнс, Дж. Робинсон, Н. Калдор, П. Сраффа и др. В 1903 г. усилиями Маршалла в Кембридже впервые в мире была введена специализация по экономической и политической наукам (ранее экономику преподавали в рамках специализации по «моральным наукам»). Большое значение для формирования школы имела книга Маршалла «Принципы экономической науки» (1890), систематизировавшая основные достижения маржиналистской революции в экономической науке.
В отличие от лозаннской школы (Л. Вальрас, В. Парето), представители кембриджской школы пользовались методом не общего, а частичного равновесия. Для того чтобы применить экономический анализ, следовало первоначально выделить отдельные рынки, отрасли или районы. При анализе рынков в сферу рассмотрения всякий раз входил рынок одного блага и рынки, непосредственно с ним связанные: заменяющих (субститутов) и дополняющих (комплементарных) благ. Состояние всех других рынков принимали за прочие равные (ceteris paribus) и абстрагировались от него. По мнению Маршалла и его последователей, это делало экономический анализ более практичным, хотя и менее строгим. Школу отличала установка на полезность экономического анализа для потенциальных потребителей: правительств, фирм, профсоюзов. Проповедовался методологический плюрализм – метод исследования определялся исходя из особенностей предмета, индукция и дедукция были равно допустимы и необходимы. Для кембриджской школы характерна также умеренно левая, реформистская позиция в области экономической и социальной политики.
Основным объектом изучения кембриджской школы вначале являлась экономика фирм и отраслей промышленности: проблемы экономии на масштабах, несовершенной конкуренции, жизненного цикла фирм. Большое значение имела книга Дж. Робинсон «Теория несовершенной конкуренции» (1933). В дальнейшем определяющее влияние на кембриджских экономистов оказывал Дж. М. Кейнс и его книга «Общая теория занятости, процента и денег» (1936), а позднее – направление, получившее название посткейнсианство. В этот период в центре внимания наследников кембриджской школы оказались макроэкономические проблемы. При этом посткейнсианские макроэкономические модели Калдора, Робинсон и других экономистов отличались от неоклассических (например, модель Р. Солоу) меньшим уровнем абстракции, стремлением выделить доходы разных общественных классов (прибыль и заработную плату), различные виды капитала.
По поводу трактовки капитала в производственных функциях в 1950–1960-х гг. разгорелся известный в истории экономической мысли «спор между двумя Кембриджами». Представителям английского Кембриджа Робинсон и Калдору в этом споре противостояли экономисты из американского Кембриджа (штат Массачусетс), представлявшие Массачусетский технологический институт, в первую очередь П. Сэмюэлсон. Представители английского Кембриджа доказывали, что определение совокупной величины капитала, входящей в производственную функцию, в физических величинах невозможно ввиду его разнородности и теоретически ущербно.