Потребительский бюджет
Потреби́тельский бюдже́т, стоимостной показатель объёма и структуры доходов и расходов за определённый период времени для домохозяйства. Потребительский бюджет как интегральный социальный норматив потребления населением товаров и услуг является важным показателем статистики, характеризующей сложившийся уровень жизни различных социальных групп. Потребительские бюджеты могут быть определены в расчёте на одного человека и на семью разного состава. В последнем случае речь идёт о потребительском бюджете семьи.
Для составления потребительского бюджета проводятся специальные обследования доходов и расходов. Например, в России выборочное обследование бюджетов домохозяйств является методом государственного статистического наблюдения за уровнем жизни населения и проводится органами государственной статистики в соответствии с Федеральным планом статистических работ, ежегодно утверждаемым Росстатом по согласованию с Правительством РФ. По методологии Росстата при расчёте доходов домашних хозяйств учитываются все источники, полученные семьёй как в денежной форме (оплата труда, социальные трансферты, доходы от собственности и предпринимательской деятельности и др.), так и в виде натуральных поступлений (продуктов и товаров, дотаций и льгот, поощрений товарами от предприятий и пр.). Оценка стоимости натуральных поступлений производится в денежном эквиваленте.
Потребительские доходы тратятся на потребление (расходы) и сбережения (часть дохода потребителя, которая не затрачивается на покупку товаров и услуг, используется на покупку ценных бумаг, облигаций, а также вкладов в банк). Расходами потребительского бюджета считается сумма фактических затрат, произведённых в течение учётного периода, включающая потребительские расходы и расходы, не связанные с потреблением. Потребительские расходы включают: питание; одежду, бельё, обувь; предметы санитарии, гигиены, лекарства; мебель, посуду, товары длительного пользования; жилище и коммунальные услуги; культурно-просветительные мероприятия и отдых; бытовые услуги; транспорт; связь и т. п. Расходы, не связанные с потреблением, включают обязательные платежи и различные взносы (налоги и сборы, платежи по страхованию, взносы в общественные организации, денежные переводы, подарки и пр.). В показатель расходов потребительского бюджета не включаются суммы инвестиций, затраты на покупку иностранной валюты и ценных бумаг, суммы, помещённые на банковские счета.
Потребительские бюджеты различаются разной степенью удовлетворения материальных и нематериальных потребностей, по этой характеристике они подразделяются на бюджет прожиточного минимума, минимальный потребительский бюджет и потребительский бюджет высокого достатка. Все данные бюджеты являются социально-экономическими индикаторами жизни населения.
Бюджет прожиточного минимума определяется из общественно признанных на исследуемом этапе состава и размеров потребления и рассчитывается на использование только в ограниченные сроки – период кризисного существования экономики.
Величина минимального потребительского бюджета также расчётная и характеризует стоимостную оценку благ и услуг более высокого по сравнению с прожиточным минимумом уровня – обеспечивается нормальное воспроизводство рабочей силы для работающих и жизнедеятельность для нетрудоспособных, но отражает низшую границу данных процессов.
Потребительский бюджет высокого достатка рассчитан на расширенное воспроизводство и достаточное удовлетворение потребностей человека.
Такая система потребительских бюджетов различных стандартов позволяет объективно оценить уровень жизни населения, обосновать государственную социально-экономическую политику, проанализировать социальную дифференциацию в обществе.
Существует также понятие рационального потребительского бюджета, отличающегося тем, что расходы берутся исходя из научно обоснованных представлений о потреблении тех или иных товаров и рациональных норм их потребления. Рациональный потребительский бюджет позволяет определить отклонение реального потребления от научно обоснованного, поэтому он обычно используется при составлении социально-экономических программ и прогнозов.
В мировой и отечественной практике выработаны следующие методы формирования потребительского бюджета: нормативный (определяется на основе нормативов потребления отдельных товаров и услуг и их фактической стоимости), статистический (устанавливается на уровне доходов, которыми располагают определённые слои населения страны), комбинированный (расходы на питание устанавливаются по нормативам потребления, а остальные статьи – статистическим путём), субъективный (на основе опросов общественного мнения и экспертных заключений о необходимом уровне соответствующего бюджета), ресурсный (учитываются возможности государства в данный период обеспечить определённый уровень минимального потребительского бюджета или бюджета прожиточного минимума).
В США особое место среди потребительских бюджетов занимает т. н. бюджет Геллера, рассчитанный на среднестатистическую городскую семью (муж, жена, два ребёнка-подростка) и характеризующий «общепринятый уровень жизни», основанный на наборе тех стандартных товаров и услуг, которые общественное мнение считает в данное время необходимыми для здоровой и достаточно комфортной жизни (его размеры существенно превышают средний уровень потребления страны).