Парламентский индемнитет
Парла́ментский индемните́т, элемент конституционно-правового статуса парламентария, который включает в себя гарантии его непривлечения к юридической ответственности за высказывания и действия, связанные с выполнением депутатских функций, а также различные трудовые, социальные, медицинские, жилищно-бытовые гарантии деятельности парламентария.
Парламентский индемнитет известен конституционному праву многих зарубежных стран (Гуторова. 2022) и является признанным в юридической науке элементом конституционно-правового статуса парламентария. Данная категория является теоретической и крайне редко встречается в законодательных актах. Например, Основной закон Федеративной Республики Германия (1949) в статьях 46 и 47 содержит достаточно подробное регулирование парламентского индемнитета, но при этом не упоминает сам данный термин. В частности, депутат бундестага ни при каких обстоятельствах не может быть подвергнут судебному разбирательству или дисциплинарному взысканию или иным образом привлечён к ответственности за пределами бундестага за голосование или замечание, сделанное им в бундестаге или в любом из его комитетов, за исключением клеветы и оскорбления (п. 1 ст. 46). В соответствии со ст. 26 Конституции Франции (1958) ни один член парламента не может подвергаться судебному преследованию, расследованию, аресту, задержанию или суду за мнения, высказанные или поданные при исполнении своих служебных обязанностей. В Конституции Итальянской Республики (1948) предусмотрено, что депутаты не могут нести ответственность за выраженное мнение или их голосование при выполнении депутатских полномочий (ст. 68). Согласно ст. 51 Конституции Японии (1947), члены обеих палат парламента не несут ответственности вне пределов палат за выступления, дебаты или голоса, поданные внутри палаты. Таким образом, конституционные акты ряда зарубежных стран непосредственно закрепляют парламентский индемнитет.
Парламентским индемнитетом в двухпалатном парламенте, каким является, например, Федеральное Собрание РФ, обладают члены обеих палат. Однако чаще всего в науке конституционного права парламентский индемнитет исследуется применительно к нижней палате парламента, что обусловлено различными функциями и задачами палат. Поскольку политическая дискуссия наиболее активно и открыто ведётся в нижней палате парламента среди депутатов, наличие реальных гарантий в виде парламентского индемнитета позволяет обеспечить действительную свободу в обсуждении важнейших вопросов государственной политики и свободу выражения депутатами своих мнений и убеждений. В связи с этим наряду с термином «парламентский индемнитет» часто используется понятие «депутатский индемнитет» или «парламентский (депутатский) индемнитет».
Парламентский индемнитет является гарантией того, что член парламента не может быть привлечён к ответственности за то, как он голосовал при принятии парламентом решений и законов, и за сделанные им политические высказывания, даже если принятый парламентом закон впоследствии будет признан неконституционным (например, Конституционным Судом РФ). В демократическом государстве данная гарантия основана на двух важных принципах организации деятельности парламента:
принцип коллективного обсуждения вопросов и принятия решений. Иными словами, вне зависимости от того, как состоялось поимённое голосование парламентариев, принятое решение является решением парламента как органа государственной власти либо коллективным решением его палаты, а не конкретных членов парламента, которые за него проголосовали;
принцип свободы обсуждения вопросов в парламенте, согласно которому парламентарии вправе свободно выражать свои мысли, убеждения, предложения как в устной, так и письменной форме на заседаниях парламента, его комитетов и комиссий, депутатских фракций и т. д. Однако это не означает, что депутат парламента, например, может в недопустимой либо оскорбительной форме выражать своё мнение по какому-либо вопросу. Сенатор РФ и депутат Государственной Думы РФ обязаны соблюдать этические нормы при осуществлении своей деятельности, а ответственность за нарушение указанных норм устанавливается регламентами палат Федерального Собрания РФ.
Парламентский индемнитет также состоит в предоставлении парламентариям ряда социальных и материальных гарантий, чтобы обеспечить им финансовую и социально-бытовую независимость при принятии решений. Данные гарантии закреплены в Федеральном законе от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (Федеральный закон № 3-ФЗ). Предоставляемые парламентариям гарантии можно объединить в следующие группы: трудовые, медицинского и социального обеспечения, жилищно-бытовые. К таким гарантиям относятся, например, ежемесячное вознаграждение, ежегодный оплачиваемый отпуск, пенсионное обеспечение, обязательное государственное страхование и др. Согласно частям 1 и 2 ст. 25 Федерального закона № 3-ФЗ, срок полномочий сенатора РФ, депутата Государственной Думы РФ засчитывается в стаж федеральной государственной службы. Также срок полномочий сенатора РФ, депутата Государственной Думы РФ засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы, стаж работы по специальности. Трудовые гарантии распространяются и на членов семьи парламентария: согласно ч. 5 ст. 25 Федерального закона № 3-ФЗ, супругу сенатора РФ, супругу депутата Государственной Думы РФ, уволенным в связи с переездом сенатора РФ, депутата Государственной Думы РФ для осуществления ими своих полномочий в соответствующей палате Федерального Собрания РФ, перерыв в работе засчитывается в общий и непрерывный стаж работы (службы).
Также устанавливается одинаковое ежемесячное денежное вознаграждение и одинаковые денежные поощрения в размерах, установленных для федерального министра. Дополнительно парламентариям выделяются средства в целях материального обеспечения их деятельности, возмещаются расходы, связанные с переездом и работой в качестве парламентария. Также сенатору РФ и депутату Государственной Думы РФ предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 42 календарных дня. К гарантиям медицинского и социального обеспечения относятся предоставление сенатору РФ и депутату Государственной Думы медицинского, санаторно-курортного обеспечения на условиях, установленных для федерального министра.
К жилищно-бытовым гарантиям относятся предоставление бытового обеспечения и служебного жилья для проживания. В частности, сенатору РФ, депутату Государственной Думы, не имеющим жилого помещения в Москве, на период осуществления ими своих полномочий в трёхмесячный срок предоставляется укомплектованное всем необходимым для проживания служебное жилое помещение. До предоставления служебного жилого помещения предоставляется отдельный номер в гостинице. Сенатор РФ, депутат Государственной Думы обязаны освободить занимаемый номер в гостинице в течение 7 дней со дня предоставления им служебного жилого помещения, а прекратившие исполнение полномочий сенатор РФ, депутат Государственной Думы обязаны освободить занимаемое ими служебное жилое помещение не позднее одного месяца со дня прекращения своих полномочий.
Конкретный перечень данных гарантий устанавливается в государстве, как правило, на законодательном уровне.