Специальная оценка условий труда
Специа́льная оце́нка усло́вий труда́, комплекс последовательных мероприятий по выявлению (идентификации) вредных и/или опасных производственных факторов и оценке уровня их воздействия на работника, в ходе которых определяется уровень отклонений фактических значений от установленных на федеральном уровне нормативов условий труда. При этом также учитывается применение работодателем средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Проведение специальной оценки условий
Обязанность работодателя проводить специальную оценку условий труда закреплена в ст. 212 Трудового кодекса РФ (ТК РФ). С 1 января 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», который является в настоящее время основным нормативным правовым актом, регулирующим проведение данного процесса.
Для проведения специальной оценки условий труда работодателем заключается гражданско-правовой договор с организацией (их может быть несколько), которая имеет право проведения специальной оценки условий труда: такой вид деятельности должен быть указан в её уставе; в организации по трудовому договору должны работать не менее 5 экспертов, имеющих соответствующие сертификаты, при этом хотя бы один из них должен иметь высшее образование по таким специальностям, как общая гигиена, гигиена труда или санитарно-гигиенические лабораторные исследования. В такой организации в качестве структурного подразделения должна быть в наличии испытательная лаборатория (центр), аккредитованная в установленном порядке на исследование и измерение вредных и опасных производственных факторов.
Приказом Министерства труда РФ от 24 января 2014 г. № 33н была утверждена Методика проведения специальной оценки условий труда, которой в своей деятельности и руководствуются участники этого процесса. Организация, проводящая специальную оценку, должна применять методики измерений и средства измерений, прошедшие поверку и внесённые в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений, под которым Федеральный закон от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» понимает совокупность российских нормативных правовых актов, нормативных документов, информационных баз данных, международных документов, международных договоров РФ в области обеспечения единства измерений, сведений об аттестованных методиках измерений, единый перечень измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, сведения о государственных эталонах единиц величин, применяемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, сведения об утверждённых типах стандартных образцов или типах средств измерений, сведения о результатах поверки средств измерений, сведения о результатах мониторинга состояния системы обеспечения единства измерений, прогнозирования измерительных потребностей экономики и общества.
Например, для оценки уровня освещённости на рабочих местах используются портативные приборы, называемые люксметрами. Только конкретные их модели от определённых производителей, внесённые в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений, допускается использовать при проведении специальной оценки. Порядок проведения специальной оценки с помощью подобных устройств выглядит следующим образом: полученные результаты документально фиксируются по установленной форме и сравниваются с нормативно закреплёнными. Так, в частности, уровень искусственного освещения для офисов, где используются персональные компьютеры, должен составлять 200–300 люкс, 500 люкс – при работе с чертежами. При получении уровня показателей ниже установленных можно констатировать факт несоответствия рабочего места установленным требованиям.
В силу прямого указания в законе специальная оценка не проводится в отношении условий труда таких категорий работников, как надомники, дистанционные работники и работники, вступившие в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, или с работодателями – религиозными организациями. Некоторые особенности имеет специальная оценка условий труда государственных и муниципальных служащих.
Результаты специальной оценки условий труда
Результаты специальной оценки условий труда могут использоваться для различных целей, таких как:
разработка и реализация мероприятий по улучшению условий труда работников (наиболее широкое и многогранное направление деятельности работодателя);
информирование работника об условиях труда на рабочем месте. Важность реализации права работника на информацию сложно переоценить; ч. 2 ст. 57 ТК РФ требует от работодателя включать в трудовой договор в качестве обязательной информацию о гарантиях и компенсациях за работу с вредными и опасными условиями труда при приёме на соответствующую работу – с указанием характеристик условий труда на рабочем месте;
обеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты. Поскольку специальная оценка позволяет обнаружить и установить уровень воздействия определённых неблагоприятных производственных факторов, её результаты являются юридическим основанием для обеспечения работников за счёт средств работодателя средствами защиты – респираторами, защитными очками, противошумными шлемами и т. п.;
осуществление контроля за состоянием условий труда на рабочих местах как текущая деятельность работодателя;
организация обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров – оба вида медицинских осмотров проводятся при условии воздействия на организм работника в процессе труда опасных или вредных производственных факторов, и именно посредством специальной оценки выявляются наличие и уровень воздействия таких факторов;
установление предусмотренных ТК РФ гарантий и компенсаций – например, введение сокращённого рабочего времени, дополнительных оплачиваемых отпусков за работу во вредных условиях, повышение размера заработной платы в соответствии с трудовым законодательством;
установление дополнительного тарифа страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования РФ с учётом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте – в данном случае законодателем установлено правило: чем лучше условия труда на рабочих местах у конкретного работодателя, тем меньше размер его взносов;
расчёт скидок либо надбавок к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – законодатель пытается стимулировать работодателей улучшать условия труда на рабочих местах;
подготовка статистической отчётности об условиях труда; это важное и необходимое мероприятие помогает на уровне государства получать и анализировать информацию о ситуации, например в отдельных отраслях промышленности, и принимать комплексные меры по её улучшению;
решение вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на них на рабочих местах неблагоприятных производственных факторов, расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – при рассмотрении вопроса о наличии и степени вины работника и работодателя результаты специальной оценки условий труда помогают комиссиям по расследованию несчастных случаев или случаев профессиональных заболеваний сделать объективные выводы. При установлении диагноза профессионального заболевания, кроме того, необходимо подтверждение наличия неблагоприятного производственного фактора и уровня воздействия его на работника, что обеспечивается проведением специальной оценки условий труда.
По итогам проведения специальной оценки устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах:
1 класс – оптимальные условия;
2 класс – допустимые;
3 класс (подклассы 3.1 – 3.4) – вредные;
4 класс – опасные.
Указанная классификация зависит от степени вредности или опасности производственных факторов, влияющих на работника, и в определённой мере от оснащённости его средствами индивидуальной и коллективной защиты. Например, работа во вредных условиях, соответствующих подклассу 3.4, может привести к появлению и развитию у работника тяжёлых форм профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.
Информация о результатах проведения специальной оценки условий труда на рабочем месте доводится до сведения работника. Своевременное проведение работодателем специальной оценки и принятие по её результатам мер по улучшению условий труда на рабочих местах является важной гарантией реализации конституционного права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям безопасности и гигиены. Без проведения специальной оценки нельзя создать в организации эффективно действующую систему управления охраной труда.