Общество свободной эстетики
О́бщество свобо́дной эсте́тики, литературно-художественное объединение (Москва). Существовало в 1906–1917 гг.
Члены-учредители: В. Я. Брюсов, В. О. Гиршман, Н. Р. Кочетов, Н. Д. Милиоти, Л. О. Пастернак, В. В. Переплётчиков, Н. Н. Сапунов, А. В. Средин, К. С. Станиславский, И. И. Трояновский. Андрей Белый, принимавший деятельное участие в работе общества, вспоминал: «"Эстетика" длилась до революции, кончилась – бесславно, а началась – славно: в разгар травли "Весов"; как ответ на последнюю, около Брюсова сплотились живые силы…» (Белый. 1990. С. 195). Идейное ядро клуба составляли поэты-символисты из окружения Брюсова.
Первое собрание состоялось 8(21) ноября 1906 г., устав утверждён 10(23) апреля 1907 г. Цель общества, закреплённая в уставе: «способствовать успеху и развитию в России искусств и литературы и содействовать общению деятелей их между собой» (цит. по: Шруба. 2004. С. 162). В письме к З. Н. Гиппиус от 27 декабря 1906 г. Брюсов писал: «"Общество свободной эстетики" – нечто вроде Ивановских сред, собирается по средам же и очень полезно для писателей младшего возраста» (Валерий Брюсов. 1976. С. 689).
Активно работало с осени по весну (всего около 20 собраний в год). Изначально собирались по средам, впоследствии встречи были перенесены на четверги. Мероприятия носили закрытый характер и предназначались для членов общества, а также для лиц, имеющих сезонный билет стоимостью 5 руб. в год, и посетителей – членов общества.
Осенью 1907 г. были образованы отделы, соответствующие основным направлениям деятельности: литература, живопись и музыка. В случае необходимости каждый отдел мог созывать комиссии, приглашая в них как членов общества, так и посторонних лиц. Отдел живописи возглавили В. В. Переплётчиков и В. А. Серов, музыки – Н. Р. Кочетов, литературы – В. Я. Брюсов. Позднее был создан четвёртый отдел – театральный (его возглавили Переплётчиков и Брюсов). Членами литературной комиссии стали Ю. Балтрушайтис, Андрей Белый, В. Я. Брюсов, В. В. Гофман, М. Ф. Ликиардопуло, С. М. Соловьёв и Эллис.
На собраниях объединения проходили чтения литературных произведений, музыкальные выступления. Среди выступавших были К. Д. Бальмонт, С. А. Есенин, Н. А. Клюев, М. А. Кузмин, Б. А. Садовской, Фёдор Сологуб, Ф. А. Степун, В. Ф. Ходасевич, В. Г. Шершеневич. Доклад Вяч. И. Иванова «О новых литературных группировках», прочитанный 17(30) марта 1910 г., стал вехой в истории русских символистов. Позже он был повторён в Обществе ревнителей художественного слова и опубликован под названием «Заветы символизма» в журнале «Аполлон» (1910, № 8). На одном из собраний состоялось знакомство литературной Москвы с произведениями А. Н. Толстого. В декабре 1912 г. по инициативе В. Я. Брюсова прошёл вечер Игоря Северянина. Этот вечер стал первым случаем публичного признания поэта, который раньше был объектом насмешек и критики. В салоне звучали стихи молодых авторов, ещё не известных широкой публике, – М. И. Цветаевой и В. В. Маяковского. Собрания посетили А. Матисс, Э. Верхарн, Ф. Т. Маринетти.
Неоднократно организовывались художественные выставки: репродукции мастеров эпохи Ренессанса [2(15) декабря 1910]; репродукции художников фламандской школы [24 февраля (9 марта) 1911]. 24 марта (6 апреля) 1910 г. состоялась однодневная выставка работ Н. С. Гончаровой, вызвавшая широкий общественный резонанс.
Заседания посещали многие музыканты: профессора Московской консерватории, исполнители, композиторы и музыкальные критики. Среди действительных членов были С. И. Танеев, А. Н. Скрябин, А. Ф. Гедике, А. Т. Гречанинов, А. Д. Кастальский, И. А. Сац, Ф. И. Шаляпин, Б. Л. Яворский (подробнее см.: Свиридовская. 2014).
В общество входили не только писатели, художники и музыканты, но и большое количество любителей искусства, а также меценатов. Между деятелями и «любителями» нередко возникали трения. В. Ф. Ходасевич в письме Б. А. Садовскому от 25 мая 1913 г. критически высказался о составе общества: «Об Эстетике Вы не правы. Очищать её не к чему, поздно. Надо оставить её Гиршманам, любящим искусство адвокатам… и прочей публике» (Ходасевич. 1983. С. 17). Андрей Белый считал, что мода на членство в обществе привела к распаду объединения (его «погубило переполнение... миллионершами» // Белый. 1990. С. 195).
Брюсов в стихотворном «Дневнике поэта» язвительно описал одно из последних собраний:
В «Эстетике». Пять человек
Пришло на общее собранье; –
Полу-дельцов, полу-калек,
Полу-поэтов... Сочетанье
Смешное: Гиршман – Артюшков,
Jeanne – Грабарь, Генриетта – Владя.
В пять-шесть минут дела уладя,
В Кружок я ехать был готов,
Но, мудр, настойчив и непрошен,
Меня в дверях поймал Волошин
(Я, впрочем, сам и звал его...)
С «Верхарнами»... Не до того
Мне было. Выслушал поспешно
И убежал, чтоб не внимать,
Как будет тот же Макс читать
Поэму о «пещере грешной»
(Eadem vulva), как потом
Расхлябисто плохим стихом
Поэмку Липскеров изложит...
Туман – в душе, но всё ж не может
Она стерпеть, когда стихи
Суть «блюдо скучной чепухи!»
В журнале «Литературный факт» (2020, № 1, 3) опубликована хроника «Общества свободной эстетики», включающая отчёты, протоколы заседаний Комитета и общих собраний, тетрадь посещений заседаний гостями в 1910–1912 гг., переписку участников, издание «Известия литературно-художественного кружка», выпускавшееся с 1913 г., а также газетные сообщения. В 2023 г. в издательстве ИМЛИ РАН вышла книга, посвящённая деятельности общества (Соболев. 2023).