Садовской Борис Александрович
Садовско́й Бори́с Алекса́ндрович (настоящая фамилия Садовский) [10(22).2.1881, Ардатов Нижегородской губернии, ныне посёлок Ардатов Нижегородской области – 5.3.1952, Москва, похоронен на Новодевичьем кладбище], русский писатель, литературный критик, мемуарист. Сын А. Я. Садовского (1850–1926), чиновника удельной конторы, получившего потомственное дворянство в 1898 г., председателя Нижегородской губернской учёной археографической комиссии.
В 1892–1896 гг. учился в Нижегородском дворянском институте, затем по неуспеваемости перешёл в гимназию. В октябре 1900 г. при посещении Нижнего Новгорода великим князем Константином Константиновичем поднёс ему свои стихи. Учился на историко-филологическом (1902–1903, 1906–1911) и юридическом (1903–1906) факультетах Московского университета (не окончил). Активный участник литературной жизни 1900–1910-х гг. Печатался в журналах «Весы», «Золотое руно», «Аполлон», «Труды и дни», «Современник», «Русская мысль», «Северные записки», «Современный мир», «Русский архив», «Лукоморье», «Нива», «Огонёк», газетах «Голос Москвы», «Биржевые ведомости», «Русская молва» и др.
Позиционировал себя как монархист и дворянин-реакционер, декларировал категорическое неприятие реформ Александра II, особенно отмены крепостного права. Несмотря на осознание кризиса монархии, не принял Февральскую революцию 1917 г. и подчёркивал неизменность своих взглядов: «растерзанных знамён не опускал». С 1916 г. до конца жизни страдал спинной сухоткой и параличом ног. На рубеже 1910–1920-х гг. пережил духовный кризис и покушался на самоубийство, после чего под влиянием епископа Варнавы (Н. Н. Беляева, 1887–1963) вернулся к ортодоксальному православию, пройдя, по собственному выражению, путь «от Фета к Филарету» (митрополиту Филарету).
В 1917–1929 гг. жил в Нижнем Новгороде, читал на дому лекции (позднее называл себя «красным профессором»), публиковался в московских изданиях: журнал «Красная нива» и др. С 1929 г. в Москве, жил в Новодевичьем монастыре, продолжал писать, составил шеститомное собрание сочинений, но почти не печатался, зарабатывая продажей архива и библиотеки. Из-за уединённого образа жизни и неучастия в литературном процессе Садовского несколько раз преждевременно объявляли в печати умершим (в 1925 в Париже В. Ф. Ходасевич опубликовал некролог о нём).
Дебютировал в печати в 1901 г. балладой «Иван Грозный» в нижегородской газете «Волгарь». Началом литературной деятельности считал 1904 г., когда В. Я. Брюсов пригласил его в «Весы», где Садовской сотрудничал до закрытия журнала в 1909 г.
Для поэзии Садовского характерны подчёркнутая ориентация на традиции русской лирики 19 в., от А. С. Пушкина до А. А. Фета (Садовской занимался изучением его биографии и творчества), неприятие реалий современности и новейших литературных течений, эмоциональная и образная сдержанность: сборники «Позднее утро» (1909), «Пятьдесят лебедей» (1913), «Косые лучи. Пять поэм» (1914), «Полдень» (1915). Читательским успехом пользовалась небольшая книга «Самовар» (1914), в которой «ароматная, уютная, бытовая поэзия» (В. А. Пяст) сочеталась с эстетизацией дворянского усадебного быта – важной темой творчества Садовского.
С середины 1910-х гг. в поэзии Садовского и осознании им судеб России нарастают трагические ноты: сборники «Обитель смерти» (1917), «Морозные узоры. Рассказы в стихах и прозе» (1922); цикл сонетов «Императорский венок» (около 1920; публикация 2001).
Поздние стихотворения, опубликованные в 2000-х гг., отразили духовную эволюцию Садовского; отсутствие «литературности» сочетается в них с философской и нередко саркастической интонацией. Одно из последних произведений – переложение трёх псалмов царя Давида (1942, публикация 2001).
Как прозаик дебютировал в 1907 г. рассказом «Черты из жизни моей» в журнале «Весы». Глубокий знаток истории и литературы 18–19 вв., подробностей быта разных эпох, Садовской – один из лучших в русской прозе мастеров стилизации и мистификации [норвежский славист Г. Е. Хетсо в 1973 принял рассказ Садовского «Две главы из неизданных записок» (1910) за подлинные воспоминания о Е. А. Боратынском]. Автор подложных произведений Н. А. Некрасова, А. А. Блока, С. А. Есенина, воспоминаний об отце В. И. Ленина И. Н. Ульянове (1831–1886) и С. М. Степняке-Кравчинском, принадлежность которых Садовскому была доказана только в 1980–1990-х гг.
Проза Садовского, посвящённая событиям прошлого, отмечена нарочитой романтизацией старины и реставрацией стилевых пластов литературы 1-й трети 19 в., включая расхожие штампы массовой литературы, в сочетании с неизменной иронией, элементами пастиша и пародии: сборники рассказов «Узор чугунный» (1911) и «Адмиралтейская игла» (1915), сборник повестей «Лебединые клики» (1915).
В прозе проявились политические и житейские симпатии Садовского-консерватора, считавшего идеалом эпоху Николая I, «царство счастливой тишины и спокойной славы», апофеоз российского самодержавия с застывшей социальной иерархией; приверженность этой эпохе Садовской с долей самоиронии культивировал и в быту. Менее удачным оказался роман на современную тему «Побеги жизни» (1913) о «декадентствующем» московском студенчестве на фоне событий революции 1905–1907 гг.
В послереволюционной прозе Садовского усиливаются элементы мистики, фантастики и гротеска в сочетании с пафмлетными и конспирологическими нотами при изображении и толковании событий: романы «Шестой час» (1921; публикация 1998), обличающий революционное движение, «Приключения Карла Вебера» (1928; позднейшая редакция «Карл Вебер», публикация 1990) из эпохи Петра I; повести «Кровавая звезда» (1919; публикация 1993) с саркастическим изображением Александра II, «Наполеониды» (1924; публикация 1990), «Записки актёра» (1927; публикация 1990); рассказы из сборника «Морозные узоры» (1922), «Дневник генерала» (1926), «Аракчеевская шутка» (1927), «Невольник чести» (1927; публикация 1990). Поздние романы – «Александр III» (1930; публикация 1993) и «Пшеница и плевелы» (1936–1941; публикация 1993) о М. Ю. Лермонтове и его убийце Н. С. Мартынове – сочетают небольшой объём с эпичностью повествования, достигаемой за счёт фрагментарной композиции, стремительного развития действия, лаконичности стиля, ориентированного на прозу Пушкина и Лермонтова. Рукописи ряда произведений 1920-х гг. утрачены: «Первое марта» (об убийстве Александра II), «Евгений Ардашев», «Современник» (о некрасовском журнале).
К художественной прозе Садовского примыкает его сборник литературных портретов русских поэтов от Г. Р. Державина до Я. П. Полонского «Русская Камена» (1910), характеризующий литературные и эстетические пристрастия автора.
Садовской-критик прославился бескомпромиссно-резкими суждениями и язвительным тоном статей и рецензий, из-за которых получил прозвище «цепная собака "Весов"» и приобрёл много врагов. Особенно яростно Садовской нападал на писателей-реалистов из круга «Знания», революционных демократов 19 в., современную историческую прозу и историко-литературные работы. Возмущение в литературной среде вызвал сборник статей «Озимь» (1915), содержавший грубые выпады, в том числе личного характера, против В. Я. Брюсова; Садовской разорвал с ним отношения после самоубийства поэтессы Н. Г. Львовой (1891–1913), виновником которого он считал Брюсова. В сборнике «Ледоход» (1916) литературные портреты поэтов и писателей 19 в. соседствуют с острой критикой в адрес современников.
Воспоминания Садовского отличаются точностью деталей, объективизмом изложения и литературными достоинствами: «Записки (1881–1916)» (начало – середина 1920-х гг.; публикация 1991), «Весы. Воспоминания сотрудника» (1939; публикация 1993).
Среди других произведений: сценки на темы русской классики для театра миниатюр Н. Ф. Балиева «Летучая мышь» (начало 1910-х гг.); афористичное эссе «Святая реакция. (Опыт кристаллизации сознания)» (1921; публикация 1990); переводы с подстрочника стихотворений А. С. Исаакяна (1945); дневниковые записи (частично опубликованы в 1990-х гг.). Прозаическое наследие Садовского не собрано. Поэтическое наследие почти полностью издано в 2001 и 2010 гг.