#Российские литературные объединения 20 века
Российские литературные объединения 20 века
Тег

Российские литературные объединения 20 века

Российские литературные объединения 20 века
Найденo 18 статей
Творческие союзы, ассоциации, объединения
«Рабочая весна» (литературное объединение)
«Рабо́чая весна́», литературное объединение пролетарских писателей (1922–1932), созданное при газете «Рабочая Москва». Организаторы – Демьян Бедный, И. Г. Филипченко, И. И. Доронин и др., костяк объединения составляла рабочая молодёжь. Под одноимённым названием вышли сборники стихов и прозы (№ 1, 1922; № 2, 1923), песен и рассказов (1924), литературно-художественные альманахи (1930, 1931). Основные темы творчества: воспевание труда и революции, противопоставление «старого» и «нового» быта, антирелигиозная кампания, женская эмансипация и др.
Литература
Творческие союзы, ассоциации, объединения
«Звучащая раковина» (поэтическое объединение)
«Звуча́щая ра́ковина», поэтическое объединение, состоящее из слушателей студии Н. С. Гумилёва. Существовало в Петрограде (ныне Санкт-Петербург) в 1921–1925 гг. В состав вошли младшие (по сравнению с участниками «Цеха поэтов») студийцы: И. М. Наппельбаум, Ф. М. Наппельбаум, В. И. Лурье, К. К. Вагинов, В. Ф. Миллер, Н. К. Чуковский и др. Выпустило одноимённый поэтический альманах (1922), сборник стихов и прозы «Город» (1923).
Литература
Творческие союзы, ассоциации, объединения
«Гамаюн» (литературное общество)
«Гамаю́н», русский поэтический кружок, существовавший в Белграде в 1923–1925 гг. В его состав входили поэты И. Н. Голенищев-Кутузов, Ю. Б. Софиев, А. П. Дураков, Е. Л. Таубер и др., а также историк литературы и критик Е. В. Аничков. Цель кружка заключалась в сохранении и продолжении русской культурной традиции. В своём творчестве поэты ориентировались на поэтическую школу 19 в. (в первую очередь на А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова), использовали стилистические приёмы русского символизма (А. А. Блок, Андрей Белый, Вяч. Иванов). Единственный поэтический сборник – «Гамаюн – птица вещая» (1924).
Литература
Научные организации
Общество любителей российской словесности
О́бщество люби́телей росси́йской слове́сности (ОЛРС), литературно-научное общество, действовавшее при Московском университете в 1811–1930 гг. (с перерывом в 1837–1857). Создано по инициативе профессоров университета А. Ф. Мерзлякова, А. А. Прокоповича-Антонского (первый председатель ОЛРС до 1826) и др. Существовало в основном на добровольные пожертвования, объединяло филологов, историков и литераторов с различными взглядами, вело обширную издательскую и культурно-просветительскую работу. В числе почётных членов – многие крупные писатели: от Г. Р. Державина и Н. М. Карамзина до М. Горького и Л. М. Леонова.
Труды Общества любителей российской словесности. Москва, 1812. Титульный лист
Творческие союзы, ассоциации, объединения
«Молодая гвардия» (литературная группа)
«Молода́я гва́рдия», российская литературная группа. Основана в октябре 1922 г. по инициативе Центрального комитета Российского коммунистического союза молодёжи; объединила первое поколение писателей-комсомольцев. В «Молодую гвардию» вошли А. И. Безыменский, А. А. Жаров, А. Весёлый, Л. Л. Авербах, Михаил Голодный и др.; в разные годы членами литературной группы были М. А. Шолохов, А. А. Караваева, М. Б. Колосов, И. С. Рахилло, М. А. Светлов, Я. З. Шведов. Произведения писателей группы публиковались в журнале «Молодая гвардия», альманахе «Молодогвардейцы» (1924), сборнике «Молодогвардеец» (1926), литературно-художественной антологии «Молодогвардейцы» (1930). Прекратила своё существование в 1932 г.
Члены литературной группы «Молодая гвардия» Александр Безыменский и Александр Жаров с поэтом Иосифом Уткиным. Не ранее 1926
Творческие союзы, ассоциации, объединения
«Цветная волна» в российской фантастике
«Цветна́я волна́» в росси́йской фанта́стике, обобщающее название поколения российских писателей-фантастов, пришедших в литературу в начале 2000-х гг. Получило распространение в литературоведении и в фэндоме. Бо́льшая часть авторов «цветной волны» впервые заявили о себе в рамках сетевых литературных конкурсов, возникших в начале 21 в.: «Рваная грелка», «Русский Эквадор», «Мини-проза», «Коллекция фантазий», «РБЖ-Азимут» и др.
Литература
Направления, стили, жанры в литературе
Советская фантастика
Сове́тская фанта́стика, совокупность художественных произведений в литературе, кинематографе, живописи и других областях искусства, созданных с использованием жанровых тем и приёмов фантастики в период с 1919 по 1991 гг. авторами, проживавшими на территории СССР, либо эмигрировавшими, но продолжившими писать на родном языке. Для советской фантастики характерно использование собственного набора ключевых тем, таких как построение коммунистического общества будущего, мирное освоение космоса, научные открытия на службе народного хозяйства и др., отличных от круга мотивов и сюжетов как западной, так и постсоветской фантастики. В советском литературоведении фантастика позиционировалась как детско-юношеская литература, основная задача которой состояла в популяризации науки и техники. В разные периоды советская фантастика испытывала трудности цензурного характера, обусловленные господствовавшими в стране идеологическими установками. История советской фантастики неразрывно связана с историей СССР в целом.
Обложки журнала «Техника – молодёжи». 1983
Творческие союзы, ассоциации, объединения
Орден куртуазных маньеристов
О́рден куртуа́зных маньери́стов, группа российских поэтов, организационно оформившаяся 22 декабря 1988 г., когда был создан и подписан Манифест куртуазного маньеризма. Члены ордена имели специальные титулы: В. Ю. Степанцов – «великий магистр», В. И. Пеленягрэ – «архикардинал», А. В. Добрынин – «великий приор», К. А. Григорьев – «командор-ордалиймейстер» и «магический флюид», Д. Л. Быков (в 2022 признан в РФ иноагентом) – «командор», А. В. Бардодым – «чёрный гранд-коннетабль» и т. п. Основой поэтики куртуазных маньеристов стали изысканность и галантность, обращение к Прекрасной Даме, воспевание высокого с гармонично вплетёнными в стихотворения ироническими сравнениями, сленговыми выражениями и языковой фривольностью. Работы куртуазных маньеристов отличаются использованием разнообразных стихотворных размеров, жанров и форм. Среди известных произведений ордена стихотворения «Любимый шут принцессы Грёзы» (1992) В. Ю. Степанцова, «Триолет» (1991) В. И. Пеленягрэ, послуживший основой для песни «Как упоительны в России вечера» группы «Белый орёл».
Орден куртуазных маньеристов на съёмках фильма «За брызгами алмазных струй»
Научные школы
ОПОЯЗ
ОПОЯ́З (Общество изучения поэтического языка), российское научное объединение. Русская ветвь «формального метода» в литературоведении середины 1910-х – конца 1920-х гг. Теоретические установки сформулированы в работах «Воскрешение слова» (1914), «Искусство как приём» (1917) В. Б. Шкловского, «Как сделана "Шинель" Гоголя» Б. М. Эйхенбаума (1919), «Достоевский и Гоголь (к теории пародии)» Ю. Н. Тынянова (1921) и др. В центре внимания – проблемы сюжетосложения, литературной эволюции, стиховедения, поэтического языка. Идеи русских формалистов получили развитие в исследованиях Пражской лингвистической школы, повлияли на новую критику, структурно-семиотические исследования.
Поэтика. Сборники по теории поэтического языка. Петроград, 1919. Обложка
1
2