Общественная безопасность
Обще́ственная безопа́сность, состояние защищённости человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества и самого общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В Российской Федерации общественная безопасность, наряду с безопасностью государства, экологической и иными сферами безопасности, а также с безопасностью личности, закреплена в ст. 1 Федерального закона «О безопасности» (2010, с изменениями на 9 ноября 2020). Совокупность научно обоснованных положений, целей и задач долгосрочной государственной политики в области обеспечения и укрепления общественной безопасности, механизмов и мер по их практической реализации, помимо Концепции общественной безопасности, также отражена в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. В частности, в документе, с учётом существенного возрастания роли общественной безопасности на современном этапе развития социума и государственности, отмечена необходимость повышения социальной ответственности обеспечивающих её органов (субъектов). К числу основных субъектов обеспечения общественной безопасности в России относятся:
Федеральная служба безопасности – единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды, терроризма;
Полиция – составная часть единой централизованной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод российских и иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности;
Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации – образована в целях обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина. В качестве федерального органа исполнительной власти осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сферах оборота оружия, частной охранной деятельности и вневедомственной охраны;
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в области обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Иными органами, участвующими в обеспечении общественной безопасности, являются: Генеральная прокуратура Российской Федерации, Минюст России и ФСИН России, Минприроды России, Минздрав России, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.
Достижение целей общественной безопасности в общей системе обеспечения государственной и общественной безопасности осуществляется путём реализации государственной политики, направленной на решение следующих задач:
а) обеспечение безопасности проводимых на территории Российской Федерации общественно-политических и иных мероприятий;
б) повышение доверия граждан к правоохранительной и судебной системам РФ, совершенствование системы общественного контроля, механизмов участия граждан и организаций в обеспечении государственной и общественной безопасности;
в) развитие институтов гражданского общества, поддержка общественно значимых инициатив, развитие взаимодействия институтов гражданского общества и населения с органами публичной власти в решении вопросов, которые могут вызвать рост социальной напряжённости;
г) повышение уровня антитеррористической защищённости мест массового пребывания людей, организаций оборонно-промышленного, атомного энергопромышленного, ядерного оружейного, химического, топливно-энергетического комплексов страны, объектов транспортной инфраструктуры, других критически важных и потенциально опасных объектов; д) предупреждение и пресечение террористической и экстремистской деятельности организаций и физических лиц, попыток совершения актов ядерного, химического и биологического терроризма;
е) снижение уровня криминализации общественных отношений, развитие единой государственной системы профилактики правонарушений;
ж) предупреждение проявлений радикализма, профилактика экстремистских и иных преступных проявлений, прежде всего среди несовершеннолетних и молодёжи, и др. (Ст. 47).
Важной и неотъемлемой составной частью системы обеспечения общественной безопасности является негосударственная подсистема – общественные объединения, неправительственные организации, политические партии и общественные движения. Представители негосударственной подсистемы общественной безопасности выполняют задачи по обеспечению условий для безопасного функционирования бизнеса, по поддержанию безопасности и общественного порядка на объектах и территориях, в том числе с массовым пребыванием граждан. В ней представлены частные охранные предприятия, детективы, инкассаторы, службы экономической безопасности, поставщики и разработчики технических средств безопасности. Отрасль охватывает широкий спектр организаций, в ней задействовано более 2 млн работников.
Возникновению угроз общественной безопасности способствует незаконная миграция в Российскую Федерацию из стран со сложной социально-политической и санитарно-эпидемиологической обстановкой, а также трудовая миграция уроженцев других республик, о чём свидетельствуют резонансные конфликты с участием иностранных граждан. Приобрели устойчиво повторяющийся характер чрезвычайные происшествия, связанные с пожарами в крупных торговых центрах, социальных учреждениях. Значительное количество преступлений совершается в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, что свидетельствует о том, что массовые злоупотребления алкогольной продукцией, в том числе контрафактного производства, а также немедицинское потребление наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров являются существенными факторами осложнения криминогенной обстановки и вызовами для системы обеспечения общественной безопасности. Нуждаются в углубленной научно-методической проработке критерии оценки угроз общественной безопасности, показатели и индикаторы её состояния, актуальными остаются вопросы ускорения разработки и развития единой межведомственной многоуровневой автоматизированной информационной системы слежения за состоянием общественной безопасности. Такая система призвана объединить информационные ресурсы федеральных органов исполнительной власти, поможет не только выявлять и оперативно разрешать кризисные ситуации, но и обеспечит бо́льшую взаимосвязь между мониторингом состояния национальной безопасности и мониторингом социально-экономического развития России, будет способствовать объективной оценке показателей достижения стратегических целей. В таком контексте Советом Безопасности Российской Федерации Концепция общественной безопасности внесена в перечень документов стратегического планирования. Заинтересованными органами и научными организациями, представителями экспертного сообщества ведётся работа над Концепцией общественной безопасности в Российской Федерации на период до 2030 г. Предполагается, что в новом документе будут учтены современные угрозы общественной безопасности, определены задачи и принципы организации деятельности по их выявлению, предупреждению и пресечению.
Общественная безопасность и необходимость повышения эффективности государственного управления и совершенствования деятельности органов в сфере общественной безопасности подчеркивается в концептуальных документах государств постсоветского пространства. Так, в Основных положениях «Концепции национальной безопасности Республики Беларусь» социальная безопасность рассматривается как «состояние защищённости жизни, здоровья и благосостояния граждан, духовно-нравственных ценностей общества от внутренних и внешних угроз» (Концепция национальной безопасности Республики Беларусь. Официальный портал Республики Беларусь).
В законе Республики Казахстан от 6 января 2012 г. № 527-IY «О национальной безопасности Республики Казахстан» общественная безопасность определяется как «состояние защищённости жизни, здоровья и благополучия граждан, духовно-нравственных ценностей казахстанского общества и системы социального обеспечения от реальных и потенциальных угроз, при котором обеспечивается целостность общества и его стабильность» (Ст. 4.1). В документе указано, что общественная безопасность обеспечивается решениями и действиями государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан; при этом не допускается принятие решений и совершение действий, заведомо способных привести к нарушению единства народа Казахстана и ухудшению состояния межэтнических и межконфессиональных отношений; нарушению общественного согласия; незаконному вмешательству общественных и религиозных объединений в дела государства и государства – в дела общественных и религиозных объединений; росту преступности и правонарушений; снижению уровня и качества образования и медицинского обеспечения; утрате объектов историко-культурного наследия; необоснованному ограничению прав и свобод человека и гражданина.
В западных странах (США, Великобритания, Франция, ФРГ) проблемы обеспечения общественной безопасности рассматриваются в контексте общих проблем национальной безопасности этих государств.