News Media
News Media (Ньюс Медиа), российская медиакомпания. Владеет интернет-изданиями Life, Mash и Super, таблоидом «Жизнь», проектом в области панорамной съёмки и digital-сторителлинга Gigarama, креативным и продакшн-агентством «Изюм», приложением для гражданских корреспондентов LiveCorr и коммуникационным агентством Five Public. Компания была основана медиаменеджером А. А. Габреляновым в 2001 г. Медиаактивы Габрелянова стали важной частью медиарынка России начала 21 в. и сформировали собственную школу журналистики, оказавшую влияние как на новостную журналистику, в том числе новые медиа, так и на современную публицистику.
Предыстория News Media
История News Media связана с её основателем – А. А. Габреляновым. Выпускник факультета журналистики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, в 1988 г. Габрелянов поехал по распределению в г. Ульяновск, где стал корреспондентом газеты «Ульяновский комсомолец». Позднее был назначен ответственным секретарём издания. В 1990 г. газета была переименована в «Слово молодежи». Габрелянов занял должность главного редактора. В издании поднимались острые темы, публиковались эксклюзивные новости, устраивались розыгрыши призов для подписчиков. Усилия нового главного редактора позволили повысить тираж газеты «Слово молодёжи» с 9 тыс. до 210 тыс. экземпляров (Жохова. 2011).
В 1992 г. газета ещё раз сменила название, на «Симбирские губернские ведомости», и была приватизирована журналистским коллективом. А. А. Габрелянов переориентировал газету на срочные уникальные новости, приблизил к формату таблоида и начал скупать СМИ в Ульяновске и близлежащих регионах. В созданный им холдинг «Ведомости-Медиа» вошли газеты Самары, Нижнего Новгорода, Волгограда и Саратова. В региональную сеть Габрелянова со временем вошла также петербургская газета «Час пик». В 1996 г., после конфликта с губернатором, Габрелянов переехал в Москву и с 1997 г. начал издавать газету «Московские ведомости». В 2000 г. газета была переименована в «Жизнь», такое название первоначально получил и издательский холдинг, позднее переименованный в News Media.
Газета «Жизнь»
Первая половина 2000-х гг. стала периодом расцвета «флагманского» продукта News Media – газеты «Жизнь». Дизайн, манера подачи информации и рубрикатор были вдохновлены британским таблоидом The Sun. Именно газету «Жизнь» многие медиаэксперты считают первым классическим российским таблоидом западного образца (Парфенов. 2019). Если бульварные издания 1990-х гг. часто публиковали непроверенную информацию, а иногда выдумывали сюжеты (фейковые новости), делая ставку на броские заголовки и эмоциональную подачу, то газета «Жизнь» старалась находить новости о происшествиях и жизни знаменитостей.
Корреспонденты газеты «Жизнь» создали широкую сеть информаторов в силовых структурах, экстренных службах, больницах. Сотрудники газеты организовывали скрытое наблюдение за VIP-персонами, выдавали себя за других людей – например, родственников героев или должностных лиц, и применяли другие приёмы из арсенала папарацци. Такая тактика позволяла получать самые свежие и эксклюзивные новостные материалы (Кашин. 2006).
News Media продолжали развивать региональную сеть издания. Газеты под брендом «Жизнь» выходили приблизительно в 50 субъектах Российской Федерации, к 2022 г. охват расширился до 59 регионов России и включал в себя Казахстан. Большинство из них работали по договору франчайзинга.
Среди самых известных материалов газеты «Жизнь» – кадры с предпринимателем М. Б. Ходорковским во дворе колонии, в которой он отбывал свой срок, съёмка визита вице-премьера Д. А. Медведева к певице А. Б. Пугачёвой, кадры тяжелобольных артистов Н. Г. Гундаревой, Н. П. Караченцова, Г. М. Вицина. Публикация подобных снимков, особенно больных звёзд, вызывала неоднозначную реакцию в обществе. Публику шокировало грубое нарушение журналистами неприкосновенности частной жизни (прайвеси) и бизнес на страданиях людей. Редакция газеты оправдывала свои действия тем, что лишь такими новостями можно привлечь внимание общества к плачевному состоянию стареющих звёзд и добиться, чтобы больным селебрити была оказана должная помощь.
В 2006 г. А. А. Габрелянов продал долю в холдинге (50 % минус одна акция) инвестиционному фонду UFG Private Equity Fund бывшего вице-премьера Б. Г. Фёдорова. Фонд занялся реструктуризацией бизнеса News Media. Холдинг отказался от работы с региональными изданиями по модели франшизы, ввёл единую бухгалтерию и централизованную закупку бумаги. Газета «Жизнь» была переформатирована в еженедельный «таблоид для всей семьи», переименована в «Жизнь за всю неделю», а ежедневник получил название «Твой день».
LifeNews
В 2008 г. Б. Г. Фёдоров продал свою долю в News Media неизвестному инвестору. Пресса связывала нового совладельца холдинга с Национальной медиагруппой.
Холдинг активно осваивал Интернет. Если раньше его сайты были электронными версиями изданий «Жизнь за всю неделю» и «Твой день», то в марте 2008 г. открылся самостоятельный портал Life, осенью 2009 г. переименованный в LifeNews. Интернет-издание LifeNews продолжило традиции газет «Жизнь» и «Твой день», при этом онлайн новости публиковались оперативнее. Команде LifeNews удалось первой получить записи с камер видеонаблюдения в супермаркете «Остров», запечатлевшие нападение на покупателей майора Д. В. Евсюкова (Парфенов. 2019). В 2010 г. LifeNews смогло получить запись покушения на журналиста О. В. Кашина (признан иностранным агентом), которого сильно избили во дворе у его дома.
Портал LifeNews критиковал российскую оппозицию. Наиболее резонансной стала публикация прослушек телефонных разговоров политика Б. Е. Немцова в 2011 г., накануне крупного протестного митинга на проспекте Академика Сахарова. На записях Немцов грубо отзывался о соратниках по оппозиции и других участниках протестов, например, об экоактивистке Е. С. Чириковой, журналистке Б. Рынске (Е. Л. Рынской), политиках Д. Г. Гудкове и И. В. Пономарёве (признаны иностранными агентами), писателе Э. В. Лимонове и др. Люди, задетые Немцовым, приняли его извинения, а предметом скандала стал сам факт публикации записи (Фолконбридж. 2011).
Журналисты LifeNews сами могли стать жертвами. Так, 13 марта 2012 г. журналистка А. Коновалова и фотокорреспондент А. Исакова пострадали от нападения К. А. Собчак, А. В. Красовского и И. В. Яшина (признан иностранным агентом), за которыми те следили в кафе «Твербуль». У сотрудников издания отобрали и разбили камеру и флешку, в ответ редакция обратилась в правоохранительные органы. В результате Красовский стал фигурантом уголовного дела по ст. 167 УК РФ «Умышленные уничтожение или повреждение имущества».
Помимо LifeNews, тематических сайтов LifeSports и LifeShowbiz на рубеже 2010–2020-х гг. холдинг выпускал деловое издание Marker и глянцевый таблоид «Жара». С 2013 по 2017 гг. компания развивала телевещание. Телеканал Life был в разные периоды доступен в кабельных и спутниковых сетях, а также вещал в Интернете. Телеканал активно освещал военный конфликт на юго-востоке Украины 2014 г. Корреспонденты Life О. Сидякин и М. Сайченко, выполнявшие редакционное задание на территории Украины, были взяты в плен по сфабрикованному обвинению в перевозке ПЗРК. Их допрашивали и содержали в тяжёлых условиях. 25 мая 2014 г. журналисты были освобождены при участии российских властей, международных организаций и лично главы Чеченской Республики Р. А. Кадырова (Известия. 2014).
Одним из самых резонансных медиапроектов А. А. Габрелянова в 2011 г. стало его участие в судьбе газеты «Известия». В апреле он занял пост председателя совета директоров ОАО «Редакция газеты "Известия"», принадлежащего Национальной медиагруппе. Изначально смены журналистской команды не предполагалось. В итоге старые сотрудники редакции во главе с заместителем главного редактора С. А. Мостовщиковым покинули издание. Габрелянов обвинял прежний состав «Известий» в публикации заказных материалов, т. н. джинсы, и заявлял, что положит этому конец, сделает интернет-газету более независимой. Перед журналистами он ставил задачу составить конкуренцию «Коммерсанту» и «Ведомостям» (Кашин. 2011).
Новые медиа
В 2016 г. холдинг «Ньюс Медиа» перестал издавать газету «Известия», а А. А. Габрелянов сконцентрировался на обновлённом портале Life, пришедшем на смену LifeNews и объединившем различные медиаактивы, включая обновлённую радиостанцию «Русская служба новостей», получившую название «Life Звук» (Болецкая. 2016). На фоне общемировой моды на новые медиа Life пытался адаптироваться к миру социальных сетей. Обсуждалось переформатирование портала в агрегатор блогов, где основную долю контента создавали бы сами пользователи. Если в 2000-е гг. холдинг «Ньюс Медиа» подражал таблоидам The Sun и Daily Mirror, то во 2-й половине 2010-х гг. переориентировался на новостные агрегаторы BuzzFeed и Huffington Post.