«Жизнь» (газета)
«Жизнь», ежедневная российская газета-таблоид. Основана в 1997 г. медиаменеджером А. А. Габреляновым (род. 1961) под изначальным названием «Московские ведомости». В 2000 г. переименована в «Жизнь», с осени 2006 по август 2008 гг. называлась «Жизнь за всю неделю», а затем ей было возвращено прежнее название. В первые годы своего существования выходила ежедневно, 1 раз в неделю – в виде приложения-«толстушки». Поздне́е название «Жизнь» закрепилось именно за еженедельником, а сама газета получила название «Твой день». Издается холдингом «Ньюс Медиа». «Жизнь» – первый медиапроект Габрелянова, получивший федеральную известность. Издание оказало серьёзное влияние не только на бульварную прессу, но и на новостную журналистику вообще. Принципы, заложенные в бумажной газете, в дальнейшем были реализованы в таких интернет-изданиях, как Lifenews и Life.ru. В конце 2010-х гг. «школа Лайфньюс» в лице отдельных журналистов нашла продолжение в таких проектах, как Baza, Daily Storm, Mash и др.
Основу коллектива редакции газеты «Жизнь» в Москве составили журналисты, которые работали с А. А. Габреляновым в Ульяновске в его газете «Слово молодёжи» (позднее – «Симбирские губернские ведомости»). Остальной штат формировался из молодых и неопытных сотрудников, которых основатель и главный редактор издания предпочитал маститым и заслуженным авторам (Жохова. 2011).
Тираж ежедневной версии газеты составлял 150 тыс. экз., еженедельной – 2 млн экз. С момента запуска проекта большое внимание уделялось развитию региональной сети. Под брендом «Жизнь» выходили газеты в Брянске, Иванове, Красноярске, Тамбове, Рязани, Курске, Калуге, Липецке, Твери, Орле, Воронеже, Муроме – всего около 50 изданий, большинство из которых выпускалось по франшизе. За контент отвечала преимущественно московская редакция, а региональные офисы занимались привлечением рекламы, продажами и логистикой.
Концепция газеты во многом копировала британский таблоид The Sun, довольно близко воспроизводя не только сам подход к журналистике, но и дизайн, и даже рубрикацию. Как и в английском аналоге, на третьей странице публиковались фотографии девушек-моделей, колонка с письмами читателей («Дорогая Инна») и раздел светских новостей и сплетен, который назывался «Баzzzар» [в The Sun – Bizarre (англ. «странный, причудливый, экстравагантный»)]. А. А. Габрелянов никогда не скрывал связи своего проекта с английским образцом. По его словам, британские коллеги знали о существовании газеты «Жизнь» и воспринимали подражание как комплимент, а один из сотрудников газеты якобы даже специально посещал редакцию газеты The Sun в качестве стажёра, чтобы набраться опыта. Т. Я. Мардер, главный редактор газеты «Твой День» в 2006–2009 гг., объяснял, что, анализируя рынок европейских таблоидов, журналисты остановились именно на The Sun, т. к. материалы этой газеты апеллировали к эмоциям и строились на человеческих историях, а не на сухих, пусть и шокирующих, фактах, как, например, у немецкой газеты Bild (Кашин. 2006).
«Жизнь» кардинально отличалась от бульварной прессы предыдущей эпохи тем, что не фабриковала, а добывала новости. Если жёлтая пресса 1990-х гг. публиковала откровенные выдумки об инопланетянах или двойниках президента, то значительная часть бюджета газеты с самого начала тратилась на содержание сети информаторов в силовых ведомствах, больницах, городских службах, на организацию наблюдения за знаменитостями. А. А. Габрелянов всегда подчёркивал, что людям нужна только правда, а от издания, которое начинает лгать, люди отворачиваются. Отчасти поэтому газета стремилась подкреплять все сообщения фотографиями, зачастую добытыми весьма неоднозначными методами.
При этом форма подачи информации оставалась традиционно таблоидной: предельно простой язык, крупные заголовки и фотографии, максимальное сгущение эмоций. Главный редактор настаивал, что газета должна быть «интересной», а значит, материалы должны быть не только правдивыми, но и резонансными, даже скандальными. Газеты «Жизнь» и «Твой день» публиковали фотографии тяжелобольных знаменитостей, рассказывали подробности их личной жизни. В ответ на критику подобных публикаций в редакции напоминали, что фотографии больных актёров Н. Г. Гундаревой или Г. М. Вицина позволили обратить внимание общественности на жизненную ситуацию артистов и побудили чиновников оказать необходимую помощь.
К особенностям редакционной политики газеты «Жизнь» можно отнести предельно аккуратное освещение любых политических решений на федеральном уровне и деятельности высокопоставленных чиновников, осторожность в вопросах религии. Тем не менее газета жёстко критиковала отдельные непопулярные меры, такие как монетизация льгот. Подчёркнуто, даже чрезмерно сочувственное (вплоть до нарушения личных границ) отношение редакция демонстрировала по отношению к людям, оказавшимся в беде, в том числе к больным знаменитостям, которым корреспонденты издания не давали покоя даже у больничной койки. Погибших детей в проектах А. А. Габрелянова традиционно называли «ангелами».
В 2006 г. 50 % минус 1 акция холдинга News Media приобрёл инвестиционный фонд UFG Private Equity Fund Б. Г. Фёдорова. Привлечённые таким способом 40 млн долл. были вложены в развитие газеты, масштабную рекламную кампанию, запуск полноценных онлайн-версий изданий. Через два года UFG Private Equity продал долю инвестору, имя которого не называлось. Тем не менее на медиарынке принято считать, что в бизнес А. А. Габрелянова вошла «Национальная Медиа Группа» Ю. В. Ковальчука (Жохова. 2011).
Газета «Жизнь» продолжила выходить и ещё в 2011 г. приносила холдингу 60 % дохода, т. е. около 720 млн руб. в год. Тем не менее интересы А. А. Габрелянова и аудитории постепенно переключились на новые медийные продукты – сайты Lifenews и Life.ru, радиостанцию Life Звук, онлайн-телеканал Life TV, газету «Известия», новые медиапроекты, такие как Mash. Громкие и не всегда этически однозначные материалы «габреляновских» СМИ, вроде публикации прослушек российских оппозиционеров в 2011 г., связаны уже с электронными ресурсами.
Несмотря на смещение фокуса внимания на новые проекты, бумажная версия газеты «Жизнь» продолжила выходить. В 2022 г. на сервисе Pressa.ru прочитать номер в электронном виде можно было за 12 руб. В 2006 г. бумажный экземпляр газеты в Москве стоил 10 руб. (Мусаэлян. 2006).