Новые медиа
Но́вые ме́диа, коммуникационные средства, появившиеся в связи с развитием цифровых технологий. К новым медиа относят различные формы коммуникации/обмена сообщениями, ставшие возможными благодаря распространению персональных компьютеров, смартфонов и интернета. Это не только электронные СМИ, но и блоги, социальные сети, мессенджеры, компьютерные игры и т. д. Главные характеристики – цифровой формат, интерактивность, мультимедийность.
Новые медиа не равны социальным сетям, поскольку новизна – в первую очередь технологическая инновационность. В этом смысле радио тоже было инновационным для своего времени, социальные сети же когда-нибудь устареют (Балахнин. 2012). Вместе с тем, существует мнение, что аналоговые СМИ, практикующие современные модели монетизации, например, популярные в 2000-х гг. бесплатные газеты, можно назвать «новыми» медиа (Как новые медиа изменили журналистику. 2016). Некоторые медиакритики указывают на идеологические коннотации определения «новые»: употребляя термин, люди допускают, что новое лучше старого (New media. 2010. P. 11).
Чаще всего о новых медиа говорят в связи с изменением роли традиционных СМИ. Новая технологическая реальность пошатнула монополию газет, радио, телевидения на производство и распространение контента. Благодаря блогам, социальным сетям, видеохостингам и другим цифровым сервисам возможность создавать и распространять материалы появилась у любого пользователя. Это изменило модель взаимодействия авторов и читателей. Если в традиционных СМИ поток информации был однонаправленным, то в новых медиа речь идёт о двусторонней коммуникации.
У читателя газеты было мало возможностей оказать влияние на редакционную политику или выйти на контакт с авторами статей. В новых медиа репосты, комментирование, «лайки» и составляют костяк коммуникативной ситуации. Также в новой медиасреде появился феномен пользовательского контента, сформировалась фигура «просьюмера» – человека, который одновременно производит и потребляет тексты, картинки, видео (Как новые медиа изменили журналистику. 2016. С. 246–253).
Изначально блоги и новые медиа воспринимались как реальная альтернатива СМИ. Оптимисты считали, что в отсутствие цензурных, экономических, статусных ограничений, характеризующих СМИ как социальный институт, может развиться самодеятельная «гражданская» журналистика. Странички очевидцев, оказавшихся на месте событий, должны были заменить профессиональные репортажи специальных корреспондентов, коллективный разум «френдов» и подписчиков, вооружённых «Википедией», – фактчекинг и редактуру, искренность и благие намерения – ремесленные навыки и профессиональную этику. Эти прогнозы реализовались отчасти (Tremayne. 2007). Некоторые площадки в социальных сетях, на видеохостингах и других платформах в самом деле составили конкуренцию СМИ.
Новые медиа успешно адаптируют традиционные журналистские жанры. Такие проекты, как HuffPost или Gawker предполагают возможность самопубликации и одновременно представляют собой крупнейших поставщиков информации. Российское новостное издание Mash представляет собой телеграм-канал, дополненный аккаунтами на других платформах; в таком же режиме работает новостной проект Varlamov News. Обнаружив, что главным источником трафика сайтов стали социальные сети, основатели этих медиа начали работать непосредственно в соцмедиа. Оперативность, критически важная в новостном жанре, обеспечивается не в сложно устроенных системах администрации традиционных сайтов, а в Twitter или Telegram.
Тенденция новых медиа к выводу на первый план «личного бренда» оказалась релевантной для такого высоко персонализированного жанра, как интервью. Ю. А. Дудь (признан иноагентом), Н. Н. Солодников, Г. Л. Юзефович и другие журналисты конвертировали свою популярность в традиционных медиа в успех на YouTube. Приглашая интересных собеседников и зарабатывая на рекламе, популярные журналисты фактически создают свои СМИ.
К реалиям новых медиа адаптировался жанр колонки. Мнение, высказанное в «Живом Журнале» или на Facebook (принадлежит корпорации Meta, которая внесена в перечень организаций, причастных к терроризму и экстремизму, и запрещена на территории Российской Федерации), мало отличается от точки зрения, высказанной на странице в газете. Для колумнистов стало естественным высказываться не только в СМИ, но и на собственной площадке в социальных сетях, параллельно размещая ссылки на статьи, опубликованные в интернет-изданиях. Наряду с этим блогеры, сделавшие имя в социальных сетях и на форумах, часто начинают выступать с колонками в традиционных СМИ, получают собственные шоу на телеканалах.
Особенность новых медиа состоит в появлении специфических жанров, не характерных для традиционной прессы. Так, видеоблоги, собирающие миллионную аудиторию, представляют собой слабо структурированную последовательность высказываний в разных жанрах и форматах. Блогеры играют в компьютерные игры, проводят «социальные эксперименты» над прохожими, оценивают продукты, высказывают мнения по широкому кругу вопросов, шутят, танцуют и поют, общаются с друзьями и ругаются с другими блогерами, собирая просмотры и пожертвования (донаты) от преданных подписчиков. Видеоблогеры, которые специализируются на конкретной тематике, нередко превосходят по популярности журналистов из традиционных СМИ. Например, число подписчиков видеоблогера BadСomedian многократно превышает аудиторию любого газетного кинокритика.
Личные блоги в Twitter, служащие источником оперативных новостей и экспрессивных оценок, тоже могут конкурировать с традиционными СМИ. Twitter-аккаунт 45-го президента США Д. Трампа имел аудиторию в 88 млн подписчиков и был его основным каналом коммуникации с обществом. Возможность популярных политиков общаться с людьми напрямую часто критикуется журналистами, так как они привыкли быть экспертами, посредниками и в некотором смысле гейткиперами, влияющими на демократическое устройство общества.
Обратная сторона демократизма новых медиа – снижение планки в вопросах стилистики, грамотности, точности фактов, проверки данных и адекватности изложения ситуации. Деятельность традиционных СМИ связана с трудоёмким производственным процессом со своими правилами и стандартами. Тексты проверялись, редактировались, вычитывались корректорами, получали визу выпускающего редактора. Новые медиа, как правило, предполагают самопубликацию.
Малозначительная новость имеет возможность попасть «в топ», в то время как важный для общества репортаж может оказаться без внимания. На техническом уровне новые медиа имеют дело с нейросетями и массивами больших данных, на человеческом – с эмоциями пользователей и ограниченным ресурсом человеческого внимания. Традиционные печатные СМИ в этой ситуации выступают не источниками, а валидаторами контента. Материал СМИ усиливает значимость соцмедийного события.
Интернет-СМИ и электронные версии бумажных изданий также относятся к новым медиа. По сравнению с блогами эти ресурсы могут восприниматься как аналог физических медиа в цифровой среде. Тем не менее само наличие гипертекста со ссылками, возможность правки материалов, интеграции мультимедийного контента делают электронные версии традиционных СМИ новыми медиа (Как новые медиа изменили журналистику. 2016). Отличия проявляются во всём – от принципов вёрстки до организации рабочего процесса в редакции. Ещё до распространения социальных сетей многие сайты (например, russ.ru или afisha.ru) предоставляли читателям возможность комментирования материалов.
В ситуации острой конкуренции с блогами электронным медиа приходится адаптировать весь свой контент под соцсети. (Как новые медиа изменили журналистику. 2016). Это приводит к тому, что материалы становятся более короткими, структурированными, адаптированными к чтению с мобильных устройств. Характерный пример материалов электронных СМИ эпохи новых медиа – статьи-списки или объяснительные карточки, помогающие пользователю разобраться в конкретном житейском вопросе.