Жёлтая пресса
Жёлтая пре́сса (бульварная пресса), категория СМИ, редакционная политика которых преимущественно строится на освещении сенсаций, скандалов, слухов и сплетен о жизни известных людей.
История явления
Термин появился в конце 19 в. и, по одной из версий, связан с тем, что подобные издания печатались на дешёвой жёлтой бумаге и распространялись по невысокой цене. В соответствии с другой версией, выражение восходит к спору между таблоидами New York World издателя Дж. Пулитцера и New York Journal American медиамагната У. Р. Хёрста вокруг права на публикацию комикса американского художника Р. Аутколта «Жёлтый малыш» («The Yellow Kid», 1895–1898) (Campbell. 2001).
Жёлтая пресса набирала популярность по мере развития массового общества. Грамотным представителям неимущих слоёв общества было неинтересно читать биржевые сводки или проблемные материалы об экономике и политике, их привлекали эмоционально окрашенные истории из жизни знаменитостей, яркие описания происшествий (Griffin. 2019).
В мире наиболее известны британские флагманы жёлтой прессы, такие как Daily Mail, The Daily Mirror, The Sun. В Германии образцом таблоида можно считать ежедневную газету Bild.
Становление жёлтой прессы в России
В дореволюционной России на малообеспеченную и не требовательную к качеству материала аудиторию была рассчитана газета «Копейка». В советские годы жёлтая пресса не могла существовать ввиду отсутствия рыночной экономики и представления о развлекательной функции СМИ.
В 1990-х гг. Россия переживала расцвет жёлтой прессы, не столько преследующей звёзд, сколько рассказывающей об инопланетянах, мистических учениях, конспирологических теориях, а порой и экстремистских политических доктринах. Так, издание «Дуэль» утверждало, что президент России Б. Н. Ельцин умер в 1996 г., а страной правит его двойник под чутким руководством «семьи», как называли ближайшее окружение первого президента России. «Жареные» новости и репортажи активно публиковали такие издания, как «Экспресс-газета», «Спид-инфо», «Мир криминала», «МК-Бульвар» (Поворазнюк. 2018).
В России 2000-х гг. примером качественной жёлтой прессы западного образца стали газеты медиахолдинга «Ньюс Медиа»: «Жизнь», «Твой день», интернет-издание Life.ru. Их основной конкурент – «Комсомольская правда». Такие издания подают информацию эмоционально, порой однобоко. Вместе с тем они также занимаются журналистской работой: корреспонденты делают многое для того, чтобы получить информацию с места событий, фотографы-папарацци осуществляют спецоперации, чтобы получить уникальные кадры.
Существует категория прессы, которая рассматривает новости как литературу. Такой была российская газета «Мегаполис-экспресс», когда её главным редактором был журналист И. И. Дудинский. Почти все материалы издания были плодом воображения авторов, экспрессионистской и абсурдистской литературой, пародирующей приёмы таблоидов.
Приёмы жёлтой прессы
Желая сделать заголовок более привлекательным, но в то же время фактически верным, журналисты опускают детали. Например, они могут позвонить эксцентричному депутату спросить, одобряет ли он идею нового запретительного закона. Если парламентарий согласится с тезисом, подброшенным в телефонной беседе самим журналистом, заметку, могут озаглавить «В Госдуме предложили запретить…» или «В Госдуме хотят запретить…». Если из жизни ушёл малоизвестный артист, журналист найдёт самый популярный фильм, в котором тот играл роль второго плана, и озаглавит новость «Умер актёр из популярного фильма…». Контекстуализируя таким способом не самые масштабные события, журналисты добиваются внимания читателей.
Другой приём – апелляция к эмоциям. Такого рода заголовки характерны исключительно для жёлтой прессы – в формат делового, новостного, общественно-политического издания они не вписываются. Эти заголовки характеризуются безапелляционными моральными оценками, например: «Россияне возмущены…», «Вся правда о неслыханной мерзости» (Сазонов. 2005).
Представители жёлтой прессы играют на зависти людей к богатым и знаменитым героям публикаций, часто предлагая читателю оценить, как та или иная звезда располнела, устроила дебош, стала жертвой конфуза, опустилась из-за пагубного пристрастия к алкоголю. Порой помимо интригующего заголовка формата «ТАКОЙ вы <звезду> ещё не видели» подобные материалы содержат реальный фотоматериал, добытый папарацци.
В определённых изданиях жёлтой прессы активно эксплуатируется интерес читателя к жестокости, насилию, перверсивной сексуальности (Поворазнюк. 2018).