Скотников Егор Осипович
Ско́тников Его́р О́сипович [1782, место рождения неизвестно – 10(22).3.1843, Москва], российский гравёр, рисовальщик; академик Императорской Академии художеств (с 1809). Работал в техниках резцовой гравюры и офорта, мастер репродукционной гравюры. Портретист, автор композиций на библейские и исторические сюжеты, книжных иллюстраций.
Обучался в Императорской Академии художеств в 1788–1803 гг., с 1795 г. осваивал техники гравюры на металле в классе И. С. Клаубера. Награждён малой (1799) и большой (1801) серебряными медалями за рисунки с натуры, Егор Скотников. Лукреция, или Самоубийство Лукреции. Офорт по оригиналу Луи Булоня Младшего (?). 1802.малой золотой медалью за гравюру «Лукреция», или «Самоубийство Лукреции» (офорт, резец), предположительно по оригиналу Л. Булоня Младшего (1802, посвящена президенту Академии художеств А. С. Строганову). В 1803 г. окончил курс с аттестатом 1-й степени на звание классного художника и оставлен пенсионером при академии для дальнейшего совершенствования в гравюре.
В 1805 г. получил большую золотую медаль за композицию «Распятие» (1804, офорт, резец) с оригинала Ш. Лебрена (во втором состоянии датирована 1808 и посвящена императору Александру I) и право пенсионерской поездки за границу, которая была отложена из-за военных действий в Европе (см. статью Наполеоновские войны). В 1808 г. отказался от поездки, т. к. был приглашён на должность гравёра при Оружейной палате в Москве. В 1809 г. преподнёс «Распятие» Александру I. В том же году гравёру присвоено звание академика, после чего он переехал в Москву.
До последних дней жизни занимал должность гравёра при Оружейной палате. Работал также по заказам Общества истории и древностей российских при Московском университете, частных лиц. Участвовал в иллюстрировании изданий: «Collection d’estampes d’apres quelques tableaux de la galerie de son exc. Mr. le Comte A. Stroganoff» (Коллекция гравюр с некоторых картин из галереи его сиятельства графа А. Строганова. Санкт-Петербург, 1807; гравюра резцом), «Les peuples de la Russie, ou Description des moeurs, usages et costumes des diverses nations de l’empire de Russie» (Народы России, или Описание нравов, обычаев и костюмов различных народов Российской империи. Париж, 1812; раскрашенный офорт), «Атлас к путешествию вокруг света капитана И. Ф. Крузенштерна» (Санкт-Петербург, 1813; гравюра резцом), «Биографические сведения о управлявших в России иностранными делами министрах» (автор А. Ф. Малиновский, 1816, не издано, рукопись в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки, Ф. 256. Д. 266) и др. Выполнял фронтисписы, заставки, концовки, таблицы для научных изданий. Автор портретов М. Н. Муравьёва (1810, по оригиналу Ж.-Л. Монье; гравюра резцом), П. С. Валуева (1811, по оригиналу П. де Росси; офорт, резец), А. Е. Лазарева (1813, по оригиналу В. А. Тропинина; гравюра резцом), князя Н. Б. Юсупова (1816, по собственному рисунку; офорт, резец), великого князя Николая Павловича (1818, по рисунку О. А. Кипренского; гравюра резцом), И. Л. Лазарева (1821, по оригиналу И. Б. Лампи Старшего; офорт, резец), М. М. Сперанского (1822, по собственному рисунку), Е. А. Боратынского (1835, по рисунку К. П. Брюллова; оба – гравюра резцом).
В перечне гравюр Скотникова, составленном исследователем русской гравюры Д. А. Ровинским, значатся 204 работы; многие из них не подписаны и приписываются мастеру на основании близости к его манере (например, иллюстрации к книге Ж. де Жуванси «Краткое баснословие о богах и героях пиитических». Москва, 1814; офорт). Скотников был дружен с гравёром А. А. Флоровым и, по сообщению Ровинского, помогал Флорову в исполнении портрета А. В. Суворова (1812, по оригиналу И. Г. Шмидта; гравюра резцом).
В деятельности Скотникова как органичной части истории тиражного искусства отразился наметившийся в 1-й трети 19 в. кризис репродукционной резцовой гравюры:Егор Скотников. Портрет Московского коменданта Н. Н. Веревкина. 1826. Литография с оригинала Василия Бинеманна. снижение её востребованности в связи с распространением техники литографии (Скотников пробовал свои силы в этой технике, например, «Портрет Н. Н. Верёвкина», 1826), изменение эстетических предпочтений, трансформация задач и сфер её применения. В начале своей профессиональной карьеры гравёр подавал большие надежды: он стал одним из редких учеников гравёрного класса Академии художеств своего поколения, удостоенных большой золотой медали и пенсионерской поездки за границу (наряду с Н. И. Уткиным). Однако его зрелые работы 1810–1830-х гг., особенно в области книжной иллюстрации, отличает неравномерность художественного качества, что объясняется в том числе спецификой самих заказов (например, ориентированностью изданий на достаточно широкую аудиторию). Лучшие произведения мастера – «Распятие», портреты М. Н. Муравьёва, Н. Б. Юсупова, И. Л. Лазарева – принадлежат к хрестоматийным образцам репродукционной гравюры с её систематически выстроенной сеткой линий, подробностью, вниманием к деталям, интересу к передаче фактуры изображаемых материалов (тканей, орденов, париков и т. п.). В работе над книжными иллюстрациями гравёр нередко прибегал к технике чистого офорта, который давал возможность более быстрой работы, необходимую лёгкость и свободу рисунка.