Скотников Егор Осипович
Ско́тников Его́р О́сипович [1782, место рождения неизвестно – 10(22).3.1843, Москва], российский гравёр, рисовальщик; академик Императорской Академии художеств (с 1809). Работал в техниках резцовой гравюры и офорта, мастер репродукционной гравюры. Портретист, автор композиций на библейские и исторические сюжеты, книжных иллюстраций.
Обучался в Императорской Академии художеств в 1788–1803 гг., с 1795 г. осваивал техники гравюры на металле в классе И. С. Клаубера. Награждён малой (1799) и большой (1801) серебряными медалями за рисунки с натуры, малой золотой медалью за гравюру «Лукреция», или «Самоубийство Лукреции» (офорт, резец), предположительно по оригиналу Л. Булоня Младшего (1802, посвящена президенту Академии художеств А. С. Строганову). В 1803 г. окончил курс с аттестатом 1-й степени на звание классного художника и оставлен пенсионером при академии для дальнейшего совершенствования в гравюре.
В 1805 г. получил большую золотую медаль за композицию «Распятие» (1804, офорт, резец) с оригинала Ш. Лебрена (во втором состоянии датирована 1808 и посвящена императору Александру I) и право пенсионерской поездки за границу, которая была отложена из-за военных действий в Европе (см. статью Наполеоновские войны). В 1808 г. отказался от поездки, т. к. был приглашён на должность гравёра при Оружейной палате в Москве. В 1809 г. преподнёс «Распятие» Александру I. В том же году гравёру присвоено звание академика, после чего он переехал в Москву.
До последних дней жизни занимал должность гравёра при Оружейной палате. Работал также по заказам Общества истории и древностей российских при Московском университете, частных лиц. Участвовал в иллюстрировании изданий: «Collection d’estampes d’apres quelques tableaux de la galerie de son exc. Mr. le Comte A. Stroganoff» (Коллекция гравюр с некоторых картин из галереи его сиятельства графа А. Строганова. Санкт-Петербург, 1807; гравюра резцом), «Les peuples de la Russie, ou Description des moeurs, usages et costumes des diverses nations de l’empire de Russie» (Народы России, или Описание нравов, обычаев и костюмов различных народов Российской империи. Париж, 1812; раскрашенный офорт), «Атлас к путешествию вокруг света капитана И. Ф. Крузенштерна» (Санкт-Петербург, 1813; гравюра резцом), «Биографические сведения о управлявших в России иностранными делами министрах» (автор А. Ф. Малиновский, 1816, не издано, рукопись в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки, Ф. 256. Д. 266) и др. Выполнял фронтисписы, заставки, концовки, таблицы для научных изданий. Автор портретов М. Н. Муравьёва (1810, по оригиналу Ж.-Л. Монье; гравюра резцом), П. С. Валуева (1811, по оригиналу П. де Росси; офорт, резец), А. Е. Лазарева (1813, по оригиналу В. А. Тропинина; гравюра резцом), князя Н. Б. Юсупова (1816, по собственному рисунку; офорт, резец), великого князя Николая Павловича (1818, по рисунку О. А. Кипренского; гравюра резцом), И. Л. Лазарева (1821, по оригиналу И. Б. Лампи Старшего; офорт, резец), М. М. Сперанского (1822, по собственному рисунку), Е. А. Боратынского (1835, по рисунку К. П. Брюллова; оба – гравюра резцом).
В перечне гравюр Скотникова, составленном исследователем русской гравюры Д. А. Ровинским, значатся 204 работы; многие из них не подписаны и приписываются мастеру на основании близости к его манере (например, иллюстрации к книге Ж. де Жуванси «Краткое баснословие о богах и героях пиитических». Москва, 1814; офорт). Скотников был дружен с гравёром А. А. Флоровым и, по сообщению Ровинского, помогал Флорову в исполнении портрета А. В. Суворова (1812, по оригиналу И. Г. Шмидта; гравюра резцом).
В деятельности Скотникова как органичной части истории тиражного искусства отразился наметившийся в 1-й трети 19 в. кризис репродукционной резцовой гравюры: снижение её востребованности в связи с распространением техники литографии (Скотников пробовал свои силы в этой технике, например, «Портрет Н. Н. Верёвкина», 1826), изменение эстетических предпочтений, трансформация задач и сфер её применения. В начале своей профессиональной карьеры гравёр подавал большие надежды: он стал одним из редких учеников гравёрного класса Академии художеств своего поколения, удостоенных большой золотой медали и пенсионерской поездки за границу (наряду с Н. И. Уткиным). Однако его зрелые работы 1810–1830-х гг., особенно в области книжной иллюстрации, отличает неравномерность художественного качества, что объясняется в том числе спецификой самих заказов (например, ориентированностью изданий на достаточно широкую аудиторию). Лучшие произведения мастера – «Распятие», портреты М. Н. Муравьёва, Н. Б. Юсупова, И. Л. Лазарева – принадлежат к хрестоматийным образцам репродукционной гравюры с её систематически выстроенной сеткой линий, подробностью, вниманием к деталям, интересу к передаче фактуры изображаемых материалов (тканей, орденов, париков и т. п.). В работе над книжными иллюстрациями гравёр нередко прибегал к технике чистого офорта, который давал возможность более быстрой работы, необходимую лёгкость и свободу рисунка.