Щукин Степан Семёнович
Щу́кин Степа́н Семёнович [до 1782 Степан Семёнов (сын)] [25.12.1762 (5.1.1763) – 10(22).10.1828, Санкт-Петербург], российский живописец, работавший преимущественно в жанре портрета, иконописец, педагог; советник Императорской Академии художеств (1802). Один из наиболее значительных отечественных портретистов конца 18 – 1-й трети 19 вв. Из унтер-офицерских детей; сын сержанта Семёна Петрова. Личный дворянин (с 1797), потомственный дворянин (с 1811).
Биография
После смерти родителей будущий живописец в мае 1765 г. был принят в Воспитательный дом в Москве, где учился до 1776 г., овладел французским и немецким языками, занимался балетом, а также рисунком и живописью (под руководством педагогов Е. Енковского, А. Ломачинского и И. Ф. Пурышева). В 1773 г. выполнил портрет попечителя Воспитательного дома И. И. Бецкого.
3(14) октября 1776 г. зачислен в портретный класс Императорской Академии художеств (ИАХ), которым руководил Д. Г. Левицкий. В конце 1770-х – начале 1780-х гг. копировал картины из музея Академии. В январе и сентябре/октябре 1780 г. за рисунки «Два натурщика» удостоен малой и большой серебряных медалей соответственно [второй рисунок ныне хранится в Русском музее (ГРМ), Санкт-Петербург]. В 1782 г., выполнив программу «две фигуры с руками поясные, учительница с воспитанницею в приличном их одеянии и упражнении» (РГИА, ф. 789, оп. 19, д. 1576, лл. 41, 41 об.; местонахождение картины неизвестно), получил большую золотую медаль и был выпущен с аттестатом 1-й степени и шпагой.
В сентябре 1782 г. Щукин уехал в Париж в качестве пенсионера Академии художеств. Во Франции он занимался в мастерской живописца Ж.-Б. Сюве, консультировался у А. Рослина. Также Щукин посещал рисовальные классы Королевской Академии живописи и скульптуры. Вернувшись в 1786 г. в Санкт-Петербург, Щукин получил программу «написать портрет с Господина Адьюнкт-Ректора Юрья Матвеевича Фельтена» (Сборник материалов для истории... 1864. С. 146). За этот портрет Ю. М. Фельтена (ныне в ГРМ) 30 декабря 1786 г. (10 января 1787) Щукин получил звание назначенного в академики. За портрет «его величества государя императора Павла Петровича, во весь рост» (Сборник материалов для истории... 1864. С. 361) 13(24) июля 1797 г. удостоен звания академика ИАХ. В декабре 1802 г. Щукин стал советником ИАХ, в январе 1803 г. был введён в члены Совета Академии и приглашён к участию в заседаниях. В этом же году исполнял обязанности конференц-секретаря в связи с длительным отсутствием А. Ф. Лабзина.
Творчество портретиста
Щукин являлся одним из самых техничных мастеров России конца 18 – начала 19 вв., портреты которого характеризуются точностью рисунка, гармоничным колоритом, стремлением к правдивости образа. Но его творческое наследие, дошедшее до наших дней, сравнительно невелико (около 30 работ; местоположение значительного количества известных по источникам полотен не установлено).
Художник неоднократно писал портреты членов императорской семьи. Парадному портрету Павла I 1797 г. (хранился в собрании Сената; ныне в ГРМ) предшествовал эскиз [1796, Третьяковская галерея (ГТГ), Москва], лично утверждённый императором. Император изображён в мундире полковника Преображенского полка, опирающимся правой рукой на трость, без традиционных для парадного портрета императора регалий. По словам А. Н. Бенуа, это шедевр, «стоящий целого исторического сочинения, самый характерный, самый впечатляющий из всех портретов загадочной, трагичной фигуры наследника Екатерины» (Бенуа А. Н. Русская школа живописи. Москва, 1997. С. 25). Изображение несколько раз варьировалось и повторялось Щукиным, а также копировалось другими художниками. Повторения хранятся в собраниях ГРМ (1797–1798?, ранее в собрании Синода), ГТГ (1797, ранее в собрании ИАХ) и др.
В 1796 г. мастер создал портрет императрицы Марии Фёдоровны (1796, Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник). В 1797 г. работал над эскизами портретов Павла I и его дочери, великой княжны Екатерины Павловны, для Департамента уделов (местонахождение неизвестно).
С 1802 г. писал портреты императора Александра I (не позднее декабря 1805, ГРМ; 1808, по заказу принца Г. П. Ольденбургского, Музей-заповедник «Павловск»).
Среди наиболее известных произведений мастера портреты: директора Артиллерийского и инженерного шляхетского кадетского корпуса А. И. Корсакова (из рода Корсаковых) (1799, ГРМ), откупщика, надворного советника А. Н. Шемякина (1801, ГРМ), графа Н. А. Зубова (из рода Зубовых) (1803, Музей Чеченской республики, Грозный), архитектора А. Д. Захарова (не ранее июля 1804, ГРМ; вероятно, эскиз к нему или авторское повторение, ГТГ), попечителя Харьковского учебного округа графа С. О. Потоцкого (1805, Харьковский художественный музей), светлейшего князя П. В. Лопухина [не ранее 1806, по аргументированному предположению Л. Е. Шепелёва, наиболее вероятен 1816, на полотне ошибочно проставлен 1801 (Гражданские мундиры в дореволюционной России в связи с их назначением для исторических исследований // Вспомогательные исторические дисциплины. Санкт-Петербург, 1993. С. 19–20; Музейный комплекс имени И. Я. Словцова, Тюмень], князя А. Е. Чарторыйского (1808, Смоленский государственный объединённый исторический и архитектурно-художественный музей-заповедник), попечителя Санкт-Петербургского учебного округа Н. Н. Новосильцева (не позднее 1808, ГРМ), графа Д. И. Хвостова (1808–1809, Институт русской литературы, Санкт-Петербург).
Творчество иконописца
В 1804–1810 гг. Щукин выполнил для Казанского собора в Санкт-Петербурге шесть икон маслом на холсте: «Бегство в Египет» (Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург), «Святой Александр Невский» (ГРМ), «Святой Апостол Прохор» (ГРМ); «Благовещение», «Апостол Иаков», «Апостол Пётр» (местонахождение всех трёх неизвестно). После завершения работ мастер вместе с другими художниками (Г. И. Угрюмовым, А. Е. Егоровым и В. К. Шебуевым) был награждён орденом святого Владимира 4-й степени (Целищева. 1979. С. 123).
Преподавательская деятельность
Центральной сферой деятельности живописца являлось преподавание, которому он посвятил 40 лет жизни. С 1788 г. он возглавлял в ИАХ портретный класс (в 1807–1808 гг. совместно с Ж.-Л. Монье), который в 1798–1804 гг. объединялся с классом миниатюрной живописи. Под руководством Щукина начали творческий путь около двухсот мастеров, которые, как отмечал сам художник, «все учинились полезными гражданами, а некоторые из них удостоились быть и членами Академии» (Целищева. 1979. С. 188). Среди его учеников: В. А. Тропинин, И. Е. Яковлев, Ф. Г. Солнцев, М. И. Теребенёв, А. Г. Варнек (с 1810 помогал Щукину возглавлять портретный класс, а в 1828 стал в его главе).
Участвовал в выставках ИАХ.
Среди девяти детей – Фёдор Степанович, портретный живописец (с 1800 учился в ИАХ; в 1809 получил аттестат 1-й степени со шпагой), Василий Степанович, архитектор (с 1803 учился в ИАХ; в 1817 уволен с аттестатом 2-й степени), Яков Степанович, живописец (род. 1804; с 1813 учился в ИАХ; в 1820 исключён со свидетельством).
Похоронен на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.