Моллер Фёдор Антонович
Мо́ллер Фёдор Анто́нович (Отто Фридрих Теодор Моллер; Otto Friedrich Theodor Moeller) [30.5(11.6).1812, Кронштадт, ныне в черте Санкт-Петербурга – 21.7(2.8).1874, Санкт-Петербург], российский художник немецкого происхождения. Академик (1840), профессор (1856) Императорской Академии художеств. Исторический живописец, портретист, жанрист; писал религиозные композиции.
Дворянин. Сын А. В. Моллера. Детские годы провёл в Ревеле (Таллине). Окончил Морской корпус (1826). Служил адъютантом при дежурном генерале Морского министерства (1826–1829). С 1828 г. посещал в свободное от службы время рисовальные классы Императорской Академии художеств в качестве вольноприходящего ученика. Прослушал курс анатомии профессора И. В. Буяльского в Санкт-Петербургской медико-хирургической академии (ныне Военно-медицинская академия). В 1829 г. переведён в Измайловский полк. Будучи адъютантом командующего авангардом Гвардейского корпуса генерал-лейтенанта (с 1831 генерала от инфантерии) К. И. Бистрома, участвовал в подавлении Польского восстания 1830–1831 гг., в сентябре 1831 г. тяжело ранен в руку при штурме Варшавы (награждён орденом Святой Анны 3-й степени с бантом и Польским знаком отличия за военные заслуги).
В 1832 г. продемонстрировал на академической выставке батальную картину «Битва при Остроленке» (местонахождение неизвестно). В 1834 г. за успехи в рисунке удостоен малой серебряной медали Академии художеств. В январе 1835 г. вышел в отставку в чине капитана. За полотно по программе «Альцеста, освобождаемая Геркулесом из царства теней» (местонахождение неизвестно) удостоен малой золотой медали. В 1837 г. начал обучение в мастерской К. П. Брюллова. В том же году за картину «Семейный портрет» (частное собрание) получил большую золотую медаль и звание назначенного в академики.
В 1838 г., завершив обучение в Императорской Академии художеств, отправился «на собственный счет» для усовершенствования мастерства в Италию, где сблизился с представителями русской художественной колонии в Риме – живописцами Ф. А. Бруни, А. А. Ивановым, гравёром Ф. И. Иорданом, а также с писателем Н. В. Гоголем. Продолжая традиции К. П. Брюллова, писал сценки из «народной жизни» итальянцев. В январе 1839 г., во время посещения мастерской Ф. А. Бруни великим князем Александром Николаевичем, выставил там картину «Отдыхающий садовник» (местонахождение неизвестно). Посетил Помпеи, копировал в Ватикане «Афинскую школу» Рафаэля. В 1840 г. послал в Санкт-Петербург картину «Поцелуй» (1839, Русский музей, Санкт-Петербург), за которую в том же году был удостоен звания академика живописи. Эта картина, ставшая предтечей салонного искусства в России, пользовалась огромным успехом при жизни мастера. В Риме исполнил портреты Ф. А. Бруни (Третьяковская галерея, Москва), картины «Русалка» (1841, частное собрание), «Невеста» (1841, Государственный музей-заповедник «Петергоф») и др.
Автор нескольких портретов Н. В. Гоголя: в дорожном плаще (1840, Ивановский областной художественный музей), в белой рубашке (начало 1840-х гг., Русский музей). Вошёл в историю русского искусства как автор хрестоматийного портрета писателя в сюртуке с золотой цепочкой, который был исполнен для матери писателя (1841, пропал во время Великой Отечественной войны; авторское повторение 1841, Третьяковская галерея).
Весной 1842 г. вернулся в Санкт-Петербург, в марте 1843 г. приезжал в Москву. В 1843 г. вновь уехал в Европу: в июле жил во Флоренции, осенью переехал в Неаполь, где находился до конца года. Лето 1844 г. провёл в Греции, посетил остров Патмос, где исполнил первый эскиз картины «Иоанн Богослов, проповедующий на острове Патмос» (Русский музей), идея которой возникла у Моллера под влиянием А. А. Иванова. В 1845–1846 гг. жил в Риме, Флоренции, Неаполе.
В 1847–1849 гг. жил в России. Хлопотал по делам наследства братьев А. А. и С. А. Ивановых. В поисках исторической темы Моллер обратился к сюжету «Взятие Казани Пугачёвым» (1847), находясь под явным воздействием картины К. П. Брюллова «Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием» (1839–1843; обе – Третьяковская галерея), не только следуя за композицией, но и впрямую заимствуя некоторых персонажей. В августе 1849 г. получил разрешение от властей отправиться в Рим (находился там в 1850–1856) для завершения большой исторической композиции «Апостол Иоанн Богослов, проповедующий на острове Патмос во время вакханалий» (1856; Русский музей).
В 1856 г. приобрёл имение в местечке Заль (Саль, Каали) на острове Эзель (ныне Сааремаа) в Эстляндской губернии.
В 1860 г. получил официальный заказ на выполнение цикла картин, посвящённых Александру Невскому, для Большого Кремлёвского дворца (1860–1866, Музеи Московского Кремля, Москва). Путешествовал по Германии (1861). Завершил полотно «Моисей, спускаемый в корзине на воду матерью» (1861, Русский музей). Продолжая работать над александровским циклом, исполнил «Видение Пельгуя» и «Александр Невский и папские легаты» (обе – 1862), «Обручение Александра Невского с дочерью князя полоцкого» (1863), «Вход Александра Невского во Псков после битвы на Плещеевом озере» (1864), «Отказ Александра Невского поклониться кусту и огню» (1865). В 1866 г., завершив историческую серию, написал картину «Александр Невский побеждает ярла Биргера на реке Ижоре», представленную на Всемирной выставке в Париже (1867).
В 1870 г. переписывался с П. М. Третьяковым по поводу продажи портрета Н. В. Гоголя. В последние годы жизни писал религиозные композиции «Распятие» для протестантских храмов – церковь в селе Вендау Лифляндской губернии (1871), Яновская церковь в Харью-Яани (1872); в 1873 г. создал «Голгофу» для церкви Вынну близ Дерпта (ныне Тарту). Начал работу над «Распятием Христа» для церкви Каарма на острове Эзель (Сааремаа).
Наследие Ф. А. Моллера насчитывает около 70 живописных произведений. На протяжении своей творческой жизни Моллер совершил примечательную эволюцию – от группового семейного портрета в духе бидермейера, через романтические произведения итальянского периода, демонстрирующие его увлечение искусством назарейцев и И. Ф. Овербека, до академизма исторических картин в поздний период.
Преподавал в Рисовальной школе для вольноприходящих, «что на Бирже» в Петербурге (1857–1860); руководил пенсионерами Общества поощрения художников (1858–1861).
Был награждён орденом Святого Владимира 4-й степени (1857) и др.
Был женат [с 25.10(6.11).1856] на Леониде Леонтьевне, урождённой Гильденштуббе.
Похоронен на кладбище Кармель на острове Эзель (Сааремаа).