Херц Иоахим
Херц Иоа́хим (Joachim Herz) (15.6.1924, Дрезден – 18.10.2010, Лейпциг), немецкий оперный режиссёр.
В 1934–1942 гг. учился в школе при церкви Святого Креста в Дрездене (Kreuzschule). Брал частные уроки теории музыки, игры на фортепиано и кларнете. В 1949 г. окончил дрезденскую Высшую музыкальную школу (ныне имени К. М. фон Вебера; класс оперной режиссуры Х. Арнольда). В 1949–1951 гг. изучал музыковедение в Берлинском университете Гумбольдта.
В 1946 г. дебютировал как режиссёр оперы на сцене Дрезденского выездного оперного театра. С 1951 г. режиссёр Городского театра в г. Радебойль (ныне Городские театры Саксонии, Landesbühnen Sachsen).
С 1953 г. режиссёр театра «Комише опер» (до 1956 ассистент В. Фельзенштейна), в 1976–1981 гг. художественный руководитель. Среди постановок: оперы «Волшебная флейта» В. А. Моцарта (1954), «Манон Леско» Дж. Пуччини (1955), «Бравый солдат Швейк» Р. Курки (1960), «Летучий голландец» Р. Вагнера (1962), «Последний выстрел» З. Маттуса (по повести «Сорок первый» Б. А. Лавренёва, 1967), «Молодой лорд» Х. В. Хенце (1968), «Возвышение и падение города Махагони» К. Вайля (1977), «Земля Бум-Бум» Г. Катцера (мировая премьера, 1978), «Лулу» А. Берга (1980), «Питер Граймс» Б. Бриттена (1981).
С 1957 г. художественный руководитель (с 1959 директор) Лейпцигской оперы. Среди постановок в этом театре: оперы В. А. Моцарта; «Летучий голландец», «Тангейзер», «Лоэнгрин», «Нюрнбергские мейстерзингеры» Р. Вагнера (1960; тетралогию «Кольцо нибелунга», поставленную в 1973–1976, представил как притчу о капитализме, применив принципы реалистического музыкального театра), «Катерина Измайлова» Д. Д. Шостаковича, «Женщина без тени» Р. Штрауса (обе – 1965), «Ксеркс» Г. Ф. Генделя (1972), «Гугеноты» Дж. Мейербера (1974); оперы русских композиторов – «Война и мир» С. С. Прокофьева (1961, на немецком языке), «Борис Годунов» М. П. Мусоргского (1964), «Пиковая дама» (1963, дирижёр Б. Э. Хайкин) и «Орлеанская дева» (1976, дирижёр Х.-Й. Лайпольд) П. И. Чайковского; оперы современных композиторов – «Греческая свадьба» Р. Ханелля (1969, мировая премьера), «Волшебная скрипка» В. Эгка (1970), «Великий мертвиарх» Д. Лигети (1991).
В 1981–1991 гг. главный режиссёр Дрезденской государственной оперы; к открытию отреставрированного здания поставил оперу «Вольный стрелок» К. М. фон Вебера, 1985). Среди других постановок: «Возвышение и падение города Махагони» К. Вайля (1968), «Воццек» А. Берга (1984), «Кавалер розы» Р. Штрауса (1985), «Нос» Д. Д. Шостаковича (1986), «Золотой горшок» Э. Майера (1989, мировая премьера), «Любовь к трём апельсинам» С. С. Прокофьева (1990), «Судьба» Л. Яначека (1991). В 1984 г., во время гастролей Дрезденской оперы в СССР, на сцене московского Большого театра были показаны постановки И. Херца – оперы «Ариадна на Наксосе» Штрауса и «Так поступают все» В. А. Моцарта.
Работал в театрах Кёльна (1956–1957), Франкфурта-на-Майне, Гамбурга. Осуществил постановки в Венской государственной опере («Катя Кабанова» Л. Яначека; «Волшебная флейта» В. А. Моцарта; обе – 1974; «Лоэнгрин» Р. Вагнера, 1975), Большом фестивальном театре Зальцбурга («Кавалер розы» Р. Штрауса, 1993; «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини, 1998), Баварской государственной опере («Елена Египетская» Штрауса, дирижёр В. Заваллиш, 1981), Шотландской национальной опере в Глазго («Питер Граймс» Б. Бриттена, дирижёр Р. Армстронг, 1994), Валлийской национальной опере в Кардиффе («Мадам Баттерфляй» Пуччини, 1-я редакция; дирижёр Г. Марсон, 1978; «Сила судьбы» Дж. Верди, 1981), Английской национальной опере («Саломея» Штрауса, дирижёр М. Элдер, 1975), театре «Колон» («Свадьба Фигаро» Моцарта, 1970).
В 1959 г. в Москве на сцене Театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко была показана опера «Альберт Херринг» Б. Бриттена в постановке И. Херца.
В московском Большом театре поставил оперы «Летучий голландец» Вагнера (по приглашению режиссёра Б. А. Покровского, к 150-летию со дня рождения композитора; на русском языке, дирижёр Б. Э. Хайкин, 1963) и «Свадьба Фигаро» Моцарта (дирижёр П. Феранец, 1995). Покровский вспоминал: Херц «работал темпераментно, эмоционально, организованно. Спектакль получился хорошим. Но режиссёрский метод – фиксирование каждого движения артиста, пунктуальное исполнение всего заранее задуманного режиссёром, полнейший и точнейший диктат режиссёра, который в дальнейшем необходимо оправдать актёрской индивидуальностью, стать органичным и естественно необходимым данной сценической ситуации, – не был принят некоторыми русскими артистами. <...> Артисты с трудом запоминали подробности режиссёрского рисунка...» (Покровский Б. А. Ступени профессии. Москва, 1984. С. 265).
Всего И. Херц осуществил 126 постановок опер, из которых более 60 – новые сочинения. Режиссёр фильма-оперы «Летучий голландец» (1964).
С 1976 г. преподавал в Лейпцигском университете. С 1981 г. заведующий кафедрой оперной режиссуры дрезденской Высшей школы музыки (в 2009 получил звание почётного доктора). Почётный член «Комише опер» (2005).
Автор работ об оперном искусстве.
Государственная премия ГДР 1-й степени в области искусства и литературы (1977, 1985).