Милан. Архитектура
Архитекту́ра Мила́на. От античной эпохи в Милане до 21 в. дошли руины театра (1 в.), амфитеатра (1–2 вв.) и терм Геркулеса (3 в.); крепостная башня Ансперто (4 в.). Древнеримская градостроительная структура сохранилась в перпендикулярной сетке улиц в районе Кордузио.
Главный памятник раннехристианского зодчества – центрическая церковь Сан-Лоренцо-Маджоре (конец 4 – начало 5 вв., колоннада из сполий 2 в.; купол конца 16 в., архитектор М. Басси; капеллы: Сант-Аквилино с мозаикой конца 4 в. и Сант-Ипполито, обе – конец 4 – начало 5 вв.; Сан-Систо, конец 5 – начало 6 в.). В романском стиле перестроены основанные в 4 в. святым Амвросием Медиоланским базилики Апостолов (ныне Сан-Надзаро; 382–386, перестроена в 12 в.; внутри – мавзолей Тривульцио, возведён с 1512 по 1578, архитектор Брамантино), Мучеников (ныне Сант-Амброджо; 379–386; башни 9 и 12 вв., перестраивалась в 9, 11–12 вв.; реконструкция 19–20 вв.; скульптура 8–12 вв., мозаики в часовне Сан-Витторе-ин-Чель-д'Оро, 5 в.) и Дев (ныне Сан-Симпличано; конец 4 в.; перестроена в 12 в.).
В Средние века возведены церковь Сан-Бабила (конец 11 в.) и ряд гражданских сооружений: Архиепископский дворец (1170, перестроен в 1270-е и в 1560-е гг., архитектор П. Тибальди), Бролетто-Нуово (Новая ратуша, начало 13 в.; ныне Палаццо делла-Раджоне) с Рыночной площадью (перестроена в улицу в 19 в.). За городом, в том числе и в оборонительных целях, возведены аббатства Кьяравалле (с 1135; освящено в 1212), Вибольдоне (с 1176; работы завершены в 1348, фрески – в 1349) и Мирасоле (13 в., церковь 14 в.; ныне все – в черте Милана). В стиле поздней готики с участием немецких, французских, венецианских мастеров возведён пятинефный Миланский собор (собор Рождества Богоматери; Дуомо), один из крупнейших католических храмов в мире (с 1386, архитекторы С. да Орсениго, Дж. де Грасси, Ф. дельи Органи, Филарете и др.), редкий для кирпичной ломбардской готики пример постройки из мрамора. В конце 16 – 1-й половине 17 вв. его строительство шло в русле классической традиции, затем вернулось к готике: центральный шпиль (1769, архитектор Ф. Кроче); неоготические фасад (1805–1813, архитекторы К. Амати, Дж. Дзаноя) и шпили (1892); скульптурное убранство конца 14 – 20 вв., витражи 15–20 вв.
Cо 2-й половины 14 в. строился замок Висконти (Кастелло-ди-Порта-Джовия; в середине 15 в. перестроен по указу Франческо Сфорца, получив название Кастелло-Сфорцеско). В 15 в. готические и традиционные ломбардские мотивы сочетались с ренессансными планировочными решениями в церквах Санта-Мария-Инкороната (1451) и Санта-Мария-делла-Паче (1476–1497) и больнице Оспедале-Маджоре (с 1456, архитекторы Филарете, Г. Солари). Ренессансными чертами отмечено Палаццо Барбо (первоначально банк Медичи, около 1455). Д. Браманте построил рядом с капеллой Сан-Сатиро (основана в 9 в.) церковь Санта-Мария-прессо-Сан-Сатиро (с 1476), возвёл хор, средокрестие с куполом и клуатр церкви монастыря Санта-Мария-делле-Грацие (1492–1497; в монастырской трапезной – фреска «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи; комплекс монастыря включён в список Всемирного наследия) и ансамбль дворов канониката церкви Сант-Амброджо (1492–1496). С середины 16 в., при испанском владычестве, в стиле маньеризма строились Палаццо Марино (с 1558; ныне здание городской администрации) и церковь Санти-Паоло-э-Барнаба (1561; оба здания – архитектор Г. Алесси), Палаццо Аффари-аи-Джуреконсульти (1562, архитектор В. Сереньи); к римским образцам этого стиля близка церковь Сан-Феделе (с 1569, архитектор П. Тибальди).
Среди барочных сооружений Милана – фасад церкви Сан-Бернардино-алле-Осса (1679, архитектор А. Биффи), церковь Санта-Мария-делла-Санита (Санта-Мария-деи-Крочифери; конец 17 в. – 1-я четверть 18 в., архитектор К. Ф. Пьетрасанта), Палаццо Брера (1651–1686, архитектор Ф. М. Рикини; ныне Академия изящных искусств Брера), церкви Сан-Франческо-ди-Паола и Сан-Пьетро-Челестино (обе – 1-я половина 18 в., архитектор М. Бьянки); постройки в духе т. н. бароккетто – палаццо Тривульцио (1707–1745, архитектор Дж. Руджери) и Сормани (1736, архитекторы Ф. Кроче, Б. Альфьери).
В стиле классицизма выдержаны Палаццо Реале (1773–1778; возведено в 1138 как Старая ратуша, сохранилась башня домовой церкви Сан-Готтардо, 1330–1336; ныне музейный комплекс), здание театра «Ла Скала» (1776–1778), Палаццо Бельджойозо (1772–1781), Палаццо Каснеди (1775; все – архитектор Дж. Пьермарини), Палаццо Бовара (1787, архитектор К. Ф. Соаве), Палаццо Сербеллони (1793, архитектор С. Кантони) и др. На северо-востоке Милана в 1784–1796 гг. выстроены новые кварталы с регулярной планировкой, устроен общественный парк, проложен проспект Милан-Монца (все – архитектор Пьермарини), возведены классицистические виллы, в том числе Бельджойозо (Вилла Реале Э. де Богарне; 1790–1796, архитектор Л. Поллак).
В период французского завоевания (1796–1814) создан проект реконструкции Милана: перепланировка площади Дуомо (архитектор Дж. Пистокки, реализован в конце 19 в.); в 1801–1828 гг. возведены новые крепостные ворота. В русле позднего классицизма построена церковь Сан-Карло-аль-Корсо (1839–1847, архитектор К. Амати). Во 2-й половине 19 в. возведены Центральный железнодорожный вокзал (1857–1864; не сохранился), пассаж Галерея Виктора Эммануила II (1865–1867, архитектор Дж. Менгони), первая в континентальной Европе электростанция «Санта-Радегонда» (1883; не сохранилась). В русле эклектики возведены административные здания по проектам Л. Бельтрами, Л. Броджи, Дж. Пестагалли, дом отдыха музыкантов (на средства, завещанные Дж. Верди; 1899, архитектор К. Бойто). Кастелло-Сфорцеско реконструирован на основе исторических документов (1893–1905, архитектор Бельтрами).
На рубеже 19–20 вв. Милан – один из центров стиля либерти: возведены Палаццо Кастильони (1903, скульптор Э. Баццаро), Вилла Ромео-Факканони (1912–1914, ныне частная клиника; оба здания – архитектор Дж. Соммаруга), дом Кампанини (1904–1906, архитектор А. Кампанини), застройка улиц Мальпиги и Пизакане. На месте снесённых Испанских стен («Мура Спаньоле», середина 16 в.) проложено кольцо бульваров. В 1910-е – 1920-е гг. строились здания в стилях необарокко (Палаццо Берри-Мерегалли, 1911–1913, архитектор Дж. У. Арата; новый Центральный железнодорожный вокзал, завершённый в 1931, архитектор У. Стаккини), экспрессионизма (доходный дом «Ка Брутта», 1919–1922, архитектор Дж. Муцио), неоклассицизма (Каза делла-Меридиана, 1925, архитектор Дж. Де Финетти; доходный дом Борлетти, 1927, архитектор Дж. Понти).
В архитектуре 1930-х гг. преобладали стиль литтории (упрощённый неоклассицизм): Дворец правосудия (1932–1940, архитектор М. Пьячентини), здание муниципалитета на площади Дуомо («аренгарий»; 1939–1956, архитектор П. Порталуппи и др.; ныне Музей Новеченто), а также рационализм: дом Рустичи (1932–1935, архитекторы Дж. Терраньи, П. Линджери), здание Коммерческого университета имени Луиджи Боккони (1936–1942, архитектор Дж. Пагано), квартал «Фабио Фильци» (1936–1938, архитектор Ф. Альбини и др.). Согласно генплану 1926 г. (Порталуппи, М. Семенца) Милан и 12 окружающих его городов объединены в градостроительную систему, транспорт выведен из центра на периферийные магистрали, в то же время в исторической части города снесена значительная часть застройки, созданы новые улицы и площади.
В послевоенной застройке сочетаются традиционные и модернистские формы: церковь Мадонна-деи-Повери (1952–1954, архитекторы Л. Фиджини, Дж. Поллини), высотное здание «Торре Веласка» (1956–1958, архитектурное бюро BBPR; реставрация, 2020–2023, архитектурное бюро Asti Architetti). В русле модернизма возведены башня Pirelli (1956–1960, архитектор Дж. Понти и др., инженер П. Л. Нерви) и здание издательства Mondadori (1970–1975, архитектор О. Нимейер). Построены районы QT8 (с 1946–47, архитектор П. Боттони и др.) и Галларатезе (жилой комплекс «Монте Амиата», 1969–1973, архитекторы К. Аймонино, А. Росси), метрополитен (строится с 1950-х гг., первые станции открылись в 1964, архитекторы Ф. Альбини, Ф. Хельг и др.), в стиле постмодернизма сооружены жилой комплекс «Ла Виридиана» (1968–1971, архитекторы В. Маджистретти, Л. Качча Доминиони) и гостиница «Дука ди Милано» (1988, архитекторы А. Росси, Дж. Да Поццо).
В конце 20 – 1-й четверти 21 вв. в Милане строятся здания в русле неомодернизма (реконструкция театра «Ла Скала», 2002–2004, архитектор М. Ботта; новые корпуса Коммерческого университета имени Луиджи Боккони – 2008, архитектурное бюро Grafton, и 2019, архитектурное бюро SANAA, архитекторы Сэдзима Кадзуё, Нисидзава Рюэ) и хай-тека (здание издательской группы Il Sole 24 Ore, 2004, архитектор Р. Пьяно, ярмарочно-выставочный комплекс «Фьера Милано», 2005, архитектор М. Фуксас). Возведён жилой комплекс «Карло Эрба» (2019, архитектор П. Айзенман, архитектурные бюро Degli Esposti Architetti и Azstudio), воплощаются масштабные проекты реконструкции бывших промышленных районов: Бикокка (с 1989, архитектор В. Греготти), комплекс CityLife (строится с 2012; административные башни: Allianz, архитектор Исодзаки Арата, высота 209,2 м; Generali, архитектор З. Хадид, высота 177,36 м, и другие сооружения), жилой комплекс «Нуово Портелло» (2002–2008, архитектор Ч. Дзукки), здание Музея культур в комплексе «Город культур», архитектор Д. Чипперфилд), ансамбль фонда Prada (2015 и 2018, архитектурное бюро OMA, архитектор Р. Колхас), реконструкция набережных каналов.
В 2010-е гг. в связи со Всемирной выставкой Экспо–2015 (павильон Италии, 2015, архитектурное бюро Nemesi Studio, с 2019 на реконструкции, и др.) в Милане активно сооружаются жилые и общественные здания с применением новейших технологий и принципов устойчивого развития: небоскрёбы «Палаццо Ломбардия» (2011, архитектурное бюро Pei Cobb Freed & Partners, высота 161,3 м; здание администрации области Ломбардия) и UniCredit (2012, архитектор С. Пелли; высота 231 м, самое высокое здание Италии), жилой комплекс «Боско Вертикале» («Вертикальный лес»; 2009–2014, архитектор С. Боэри), здание фонда Дж. Фельтринелли (2016, архитектурное бюро Herzog & de Meuron), магазин компании Apple на Пьяцца Либерти (2018, архитектурное бюро Н. Фостера).
Среди памятников заметное место занимает Монумент восстания «Пяти дней» (1883–1891, скульптор Дж. Гранди).
Милан – место проведения крупной выставки изобразительного искусства и дизайна – Миланской триеннале (основана в 1923 как биеннале в Монце; проходит во Дворце искусств, 1931–1933, архитектор Дж. Муцио). Также Милан с начала 20 в. – международный центр дизайна: здесь работали Дж. Понти, дизайнеры группы «Мемфис» и многие другие значительные мастера, c 1920-х гг. издаются журналы Domus и Casabella, а также Interni (1954), Abitare (1961) и другие, организована ежегодная выставка дизайна «Миланский мебельный салон» (Salone del Mobile Milano, Salone Internazionale del Mobile; основана в 1961), расположены штаб-квартиры ведущих фирм – производителей дизайнерских предметов быта и одежды, студии влиятельных дизайнеров.