Межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия
Межрегиона́льная ассоциа́ция экономи́ческого взаимоде́йствия (МАЭВ), зарегистрированное в установленном порядке объединение субъектов РФ, созданное с целью совместного ведения социально-экономической деятельности.
Ассоциации осуществляют свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом от 17 декабря 1999 г. № 211-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации», Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», иными федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, учредительным договором, уставом.
В Общероссийском классификаторе экономических регионов (ОКЭР) это понятие определяется следующим образом: «Межрегиональной ассоциацией экономического взаимодействия является добровольное объединение группы республик, краёв, областей, автономной области, автономных округов и городов федерального значения – субъектов Российской Федерации, создаваемое совместным решением их органов государственной власти и зарегистрированное в установленном порядке в Минюсте России». Закон позволяет субъекту входить в несколько межрегиональных ассоциаций.
Классификатор содержит перечень ассоциаций МАЭВ, обозначив в качестве основной сферы их экономическую деятельность. Однако, как правило, сотрудничество регионов выходит за рамки производственной, экономической деятельности и охватывает в числе прочего научную, экологическую и социальную сферы.
Такие объединения предполагают взаимовыгодный обмен продукцией, проведение совместных производственных и непроизводственных работ, оказание взаимовыгодных услуг. В качестве мер обеспечения межрегионального экономического взаимодействия используются: создание единых налоговых условий, сближение демографической, социальной политики регионов, развитие межрегионального туризма.
Такая форма сотрудничества, как МАЭВ, начала формироваться в РФ с 1991 г. в качестве ответа на усиливающуюся тенденцию экономической децентрализации страны (Региональная экономика и управление ... 2005. С. 45). Переход от плановой экономики к рынку был связан как с разрушением внешнеэкономических связей, так и со снижением экономического взаимодействия хозяйствующих субъектов внутри страны. В данных условиях межрегиональные ассоциации были призваны способствовать интеграции страны, а также обеспечить жизненно важные потребности населения.
Основные цели формирования межрегиональных экономических отношений: взаимодополнение региональных экономик взаимодействующих субъектов, формирование устойчивых систем партнёрских регионов, укрепление экономической целостности государства.
Каждая ассоциация является зарегистрированным в установленном порядке юридическим лицом, отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ей имуществом, представляет собой добровольное объединение субъектов учредительного договора.
Учредителями данных организаций выступают органы государственной власти и управления субъектов РФ (республик, автономных округов, краёв, областей).
Высшим органом управления межрегиональной ассоциации является совет, в состав которого входят главы регионов и председатели региональных парламентов.
Организационно-правовая форма ассоциации – некоммерческая организация. Это означает, что данное юридическое лицо не имеет основной целью извлечение прибыли, его главная функция – социальная (в частности, осуществление связи регионов друг с другом и органами федеральной власти).
Каждая ассоциация межрегионального экономического взаимодействия имеет исполнительный орган (исполнительную дирекцию), возглавляемый руководителем (генеральным директором). Исполнительный орган, в целях осуществления проектов и программ ассоциации, управомочен учреждать коммерческие структуры для формирования необходимых финансовых источников и материальных ресурсов.
В учредительных договорах ассоциаций заявлены различные цели деятельности: достижение устойчивого состояния в развитии экономики территорий, повышение уровня жизни населения, создание единого экономического, правового, производственного и информационного пространства, оптимальное размещение производственных сил. Всё вышеизложенное соответствуют общей цели создания ассоциаций, установленной законодателем, – межрегиональной интеграции и социально-экономическому развитию субъектов РФ (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 17 декабря 1999 № 211-ФЗ).
Руководящие органы ассоциации и их должностные лица, с целью реализации уставных задач, взаимодействуют с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления. Руководители органов исполнительной власти субъектов РФ, избранные руководителями межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия, на постоянной основе участвуют в заседаниях Правительства РФ (п. 2 постановления Правительства РФ «О некоторых вопросах организации работы Правительства Российской Федерации»), где от лица ассоциации могут быть выдвинуты предложения по совершенствованию законодательства. Это касается субъектов РФ, руководители которых входят в учредительный совет ассоциации.
Субъектами хозяйственной деятельности в основном являются организации, поэтому основная задача органов власти – способствовать созданию благоприятных условий для экономического развития регионов.
В качестве основных целей и задач деятельности межрегиональных ассоциаций законодатель выделяет:
обеспечение необходимых условий для эффективного взаимодействия субъектов РФ в вопросах социально-экономического развития на основе объединения материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов;
подготовку предложений по вопросам рационального использования экономических потенциалов субъектов РФ;
стабилизацию экономического положения и социальную защиту населения и др.(ст. 4 Федерального закона от 17 декабря 1999 № 211-ФЗ).
В настоящее время существует серьёзная дифференциация регионов по уровню экономического развития (К 80-летию со дня рождения Александра Григорьевича Гранберга ... 2016. С. 103–107), кроме того, ассоциации конкурируют на рынке с организациями, близкими им по целям и функциям. Эти обстоятельства приводят к невозможности продуктивного взаимодействия регионов. В результате некоторые из указанных в ОКЭР ассоциаций прекратили свою деятельность или находятся в стадии ликвидации.