Россия. География туризма
Геогра́фия тури́зма Росси́йской Федера́ции, характеризует пространственную организацию туризма и отдыха на территории страны, степень пригодности отдельных регионов для развития различных видов туризма, формирующиеся туристские потоки, роль туризма в социально-экономическом развитии территорий.
Организация отдыха населения относится к числу приоритетных социальных задач, вместе с тем туризм играет важную роль в экономике отдельных регионов, стран и мирового хозяйства в целом.
В СССР в конце 1960-х – 1970-х гг. была заложена научная основа развития туризма в рамках рекреационной географии. Как самостоятельная дисциплина география туризма сформировалась в России в 1990-х гг., когда усилилась её практическая направленность. В этот период появились вузы, специализировавшиеся на подготовке кадров по туризму и гостиничному делу. Вхождение в рыночные отношения сопровождалось формированием правовых основ российского туризма. В 1996 г. одобрена Федеральная целевая программа «Развитие туризма в Российской Федерации» (1996–2005), которая послужила основой для разработки Концепции развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 г. В последующие годы принято много нормативно-правовых актов, регулирующих правоотношения во всех областях туристской деятельности и действующих в настоящее время. Для повышения туристской активности россиян большое значение имело улучшение качества и доступности туристских продуктов Российской Федерации и отдельных её регионов, создание новых и повышение эффективности использования действующих объектов туристской инфраструктуры, совершенствование системы продвижения турпродуктов. Дальнейшее развитие туризма предусматривается в рамках Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, Национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» до 2030 г. и Государственной программы «Развитие туризма». Правительством РФ разработан комплекс мер поддержки отечественного турбизнеса. В августе 2020 г. анонсирована Государственная программа стимулирования внутреннего туризма «Туристический кешбэк». В ряде субъектов Российской Федерации туризм отнесён к приоритетным отраслям экономики.
Ведётся планирование туристских макрорегионов, формируется система туристских маршрутов, комплексно продвигается туристский потенциал территорий.
Разделы статьи
История путешествий и туризма в России
Туристские ресурсы и современное состояние туризма в Российской Федерации