Демографическая политика в России
Демографи́ческая поли́тика в Росси́и, целенаправленная деятельность органов государственной власти и других социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения России.
Запрос на демографическую политику формируется по мере демографического перехода. Несмотря на то что примеры проведения демографической политики можно находить со времен Древнего Рима, массовым явлением она стала в 20 в. Она базируется на предпосылках о том, что 1) воспроизводство населения управляемо и 2) существует некий демографический оптимум, достижение которого предпочтительно для конкретного государства и мира в целом. Демографическая политика тесно связана с семейной политикой, направленной на повышение качества жизни и благосостояния семей.
Политика государств в сфере влияния на смертность их населения складывалась под воздействием научно-технического прогресса, развития медицины и гигиены с 18–19 вв. Долгое время в её фокусе было снижение экзогенных факторов смертности (эпидемии, голод, войны и др.).
Демографическая политика в СССР
В СССР современный тип смертности с высокой долей эндогенных причин смерти (от болезней системы кровообращения, врождённых пороков, наследственных болезней и т. п.) и высокой продолжительностью жизни в целом установился к концу 1950-х гг. (Вишневский. 1982). Переход к нему поставил новые задачи в области управления смертностью.
Первым направлением вмешательства в сферу управления рождаемостью в Советской России можно считать политику в области абортов, начавшуюся с легализации искусственного прерывания беременности в 1920 г. Этому предшествовала длительная научная дискуссия о распространении практик искусственных выкидышей во многих странах мира в начале 20 в. и способов сокращения негативных последствий этого феномена. Данное решение базировалось на представлениях о прямой связи между уровнем жизни и рождаемостью и о том, что повышение благосостояния в социалистической стране автоматически приведет к сокращению абортов (Вишневский. 2017). Однако в 1920-х гг. началась модернизация рождаемости, т. е. переход от её традиционной модели с высоким числом рождений к современной с внутрисемейным контролем деторождения. Одновременно росло число абортов, которые заменяли собой контрацепцию. Казалось, что именно доступность абортов приводила к снижению числа рождений. В общем русле политики 1930-х гг. в 1936 г. было принято постановление о запрете на аборты. В условиях низкой информированности о контрацепции и затруднённого доступа к ней, а также при уже сформировавшейся в обществе привычке обращаться к аборту как средству предотвращения деторождения стали расти нелегальные и криминальные аборты. Отмена законодательного запрета абортов в 1955 г. привела к дальнейшему росту их числа: в условиях модернизации рождаемости, когда решение о рождении ребенка все чаще принималось самой семьей, спрос на контроль числа рождений был высоким.
Так, к концу 1950-х гг. изменения в режимах рождаемости и смертности сделали необходимым формирование комплексной государственной политики в данной области. В 1960–1970-е гг. стали закладываться теоретические основы демографической политики в СССР. Д. И. Валентей определил последнюю как «совокупность мероприятий, регулирующих демографические процессы» (цит. по: Елизаров. 2017. С. 74). К направлениям такой политики были отнесены:
– изменения характеристик естественного возобновления поколений (рождаемость, брачность, смертность, естественный прирост, средняя продолжительность жизни);
– миграция населения. Проводимая государством миграционная политика органически связана с политикой в области расселения населения по территории страны (миграция, иммиграция, эмиграция, географическое распределение, плотность населения и т. д.).
С 1970-х гг. теоретически прорабатывались такие направления социально-демографической политики, как улучшение условий для сочетания материнства с участием в общественном производстве, совершенствование системы дошкольного воспитания детей, улучшение условий функционирования и развития семьи; затрагивались проблемы старения населения. В «Демографическом энциклопедическом словаре» (1985) конкретизировались объект демографической политики (воспроизводство населения) и её цели (достижение желательного в долгосрочной перспективе типа этого воспроизводства) (Демографический энциклопедический словарь. 1985. С. 250). Он также определял миграционную политику как часть демографической политики (Демографический энциклопедический словарь. 1985. С. 111).
Реализация целенаправленной политики в этой области в СССР началась с регионального Плана мероприятий по улучшению демографической обстановки и стимулированию естественного прироста населения г. Москвы (1977). Он предусматривал улучшение охраны здоровья матери и ребёнка, условий труда работающих женщин, жилищных условий, обеспечение детскими учреждениями и др. Однако в целом до 1981 г. меры демографической политики сводились к экономической поддержке многодетности (первые отдельные выплаты были введены еще в 1936 и усилены в 1944) и к экономической поддержке малообеспеченных семей (в том числе одиноких матерей).
В 1981 г. был принят комплекс мер демографической политики, когда было опубликовано Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР № 235 «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» (реализация в 1981–1983). В постановлении говорилось о важности «создания наиболее благоприятных условий для роста населения» и фокусировалось внимание на помощи семьям с детьми. Эти меры создали базу ныне действующей политики в России, совмещающей как демографические, так и социальные функции. Основные меры включали: введение единовременных пособий при рождении, дифференцированных по порядку рождения; введение частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком (до 1 года). В 1989–1990 гг. был продлён частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет и предоставлено право на дальнейший неоплачиваемый отпуск по уходу за ребенком в возрасте от 1,5 до 3 лет, увеличен отпуск по беременности и родам до 18 недель. Как правопреемник СССР Россия сохранила в действии его основные правовые нормы и направления демографической политики, отдельные меры социально-экономической и правовой поддержки материнства и детства.
Развитие демографической политики в Российской Федерации
В 2007 г. была утверждена Концепция демографической политики РФ на период до 2025 г. (Указ Президента РФ от 9 октября 2007 № 1351), в которой целями демографической политики России были определены стабилизация численности населения к 2015 г., создание предпосылок для роста его численности, повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни. Задачи описывались конкретными количественными показателями для каждого из трёх этапов реализации. Меры демографической политики приняли вид мер прямого материального стимулирования рождаемости. Среди них: введение материнского капитала при рождении 2-го и последующих детей, увеличение размеров пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет, увеличение единовременных пособий при рождении и др. В дальнейшем эти меры пролонгировались и расширялись (введение материнского капитала на 1-го ребенка в 2020 и др.).
Помимо материальной поддержки семей с детьми, провозглашался курс на обеспечение совмещения родительских и семейных обязанностей с профессиональной деятельностью [в том числе создание для женщин, выходящих из отпуска по уходу за ребенком, условий, способствующих их возвращению к трудовой деятельности, организация системы повышения их квалификации и переобучения профессиям, востребованным на рынке труда; расширение использования гибких форм занятости (в том числе надомный труд, частичная занятость), позволяющих совмещать работу с выполнением семейных обязанностей]. В более явном виде этот курс был обозначен в дополнительных мерах 2012 г. (Указ Президента РФ от 7 мая 2012 № 606), в том числе за счет повышения доступности дошкольного образования для детей в возрасте до трёх лет.
Наконец, Концепция демографической политики 2007 г. содержала и целевые ориентиры в области снижения смертности и увеличения продолжительности жизни. Среди задач – сокращение уровня смертности не менее чем в 1,6 раза, прежде всего в трудоспособном возрасте от внешних причин; а также сокращение уровня материнской и младенческой смертности не менее чем в 2 раза. Однако уже к 2022 г. стало ясно, что поставленные цели по увеличению продолжительности жизни и снижению смертности не могут быть достигнуты по причине пандемии COVID-19 и её последствий.
С 2018 г. на фоне ухудшения демографической ситуации из-за негативного влияния возрастной структуры населения перед Правительством РФ были поставлены национальные цели развития государства до 2024 г., в том числе демографического: а) обеспечение устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации; б) повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (в редакции 2020 целевой показатель был заменен на «увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни до 67 лет»). Был разработан национальный проект «Демография». Ключевые меры остались прежними: усиление материальной поддержки семей с детьми, дифференцированный подход в зависимости от очерёдности рождения ребенка; обеспечение женщинам, имеющим детей, возможности совмещать трудовую деятельность с семейными обязанностями, в том числе за счёт повышения доступности дошкольного образования для детей в возрасте до трёх лет. Как и в случае Концепции демографической политики, достижению национальных целей в области демографии в указанные сроки помешала развернувшаяся пандемия коронавируса.
Крупный пакет новых мер поддержки семей с детьми в русле ключевых идей концепции был предложен в 2020 г. (Федеральный закон от 1 марта 2020 № 35–ФЗ). Материнский капитал начал предоставляться на первого ребёнка в семье. Кроме того, эта программа была продлена до конца 2026 г. Была усилена поддержка семей в сфере приобретения жилья, в частности, при рождении в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2022 г. третьего или последующих детей Федеральным законом от 3 июля 2019 г. № 157-ФЗ предусмотрена целевая государственная поддержка в размере не более 450 тыс. рублей для полного или частичного погашения задолженности по ипотечному кредиту (займу); для семей с детьми активно развиваются программы специальных ипотек.
В 2021 г. начался второй период третьего этапа реализации Концепции демографической политики России на период до 2025 г., его целью в сфере рождаемости является восстановление к 2025 г. суммарного коэффициента рождаемости в 1,7 ребёнка на 1 женщину. В настоящее время демографическая политика России представлена комплексом правовых актов различного типа: концепций, программ, национальным и федеральными проектами.