Материализованная форма действия
Материализо́ванная фо́рма де́йствия, форма действия, при которой оно выполняется не с реальными предметами, а с их заместителями (моделями); одна из форм (уровней) предметного действия в процессе его образования; понятие теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина. Это действие на моделях, схемах, чертежах, изображениях (Гальперин. 1985. С. 6), «операции со знаками, моделями, изображениями, т. е. не с самими оригинальными вещами, но с такими, которые допускают жёсткое материальное действие с ними» (Гальперин. 2002. С. 223); разновидность материальной формы действия. Назначение материальной (материализованной) формы действия – воспроизведение действия в полном составе его операций в заданной последовательности. Именно материальная (материализованная) форма действия позволяет контролировать процесс его формирования и обеспечивает исправление ошибок.
Выполнение действия в материализованной (материальной) форме – один из этапов формирования нового действия, это первая форма самостоятельного действия учащегося (Гальперин. 1965; 2002).
По мнению Гальперина, материализованным можно считать лишь такое действие, которое ведёт к материальному изменению своего материализованного объекта (например, перенесение членов уравнения или перечёркивание подобных членов). Если же объект и средства действия будут даны в материальном или материализованном виде, но само действие будет выполняться идеально, хотя бы и в плане восприятия, то такое действие будет идеальным действием в плане восприятия. Действие является материальным или материализованным лишь до тех пор, пока его объект подвергается реальным преобразованиям.
Материальная (и материализованная) форма предшествует переводу действия сначала в речевую, а затем в умственную форму. Переход от материальной (материализованной) формы выполнения действия к громкоречевой предполагает отказ от внешней опоры – записи схемы ориентировочной основы действия на ориентировочной карточке.
На материале экспериментальных исследований по формированию различных предметных действий Гальперин показал важную роль этапа выполнения действия в материализованной (или материальной) форме (Гальперин. 1974; 1975; Формирование … 1968; Управляемое … 1977 и др.). Эти исследования проводились на материале практических действий – производственных навыков (Сачко. 1965); перцептивных действий – формирования типичного образа средневековых армянских зданий (Гальперин. 2002), восприятия объёмных тел (Лернер. 1974), зрительного опознания (Подольский. 1973); речевых действий – обучения родному и иностранному языку (Айдарова. 1968; Гохлернер. 1968; Кабанова. 1971; Ждан. 1972); умственных действий – формирования логических операций у старших дошкольников (Веклерова. 1974), понятий из области физики (Лефевр. 1968; Обухова. 1968), геометрии (Буткин. 1968), идеального действия контроля, т. е. внимания (Гальперин. 1974).
На основании исследований С. Л. Кабыльницкой и Г. А. Буткина была разработана система требований по управляемому формированию умственных действий и понятий; одним из этих требований стало нахождение исходной материальной (или материализованной) формы данного действия и построение действия в этой форме (Буткин. 1968; Гальперин. 1974).