Действие в форме громкой речи
Де́йствие в фо́рме гро́мкой ре́чи, форма действия, при которой оно выполняется в громкой социализированной речи без опоры на предметы, записи, схемы; одна из форм (уровней) предметного действия в процессе его образования; понятие теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина.
В процессе формирования действия его громкоречевая форма занимает промежуточное положение между действием во внешней – материальной или материализованной – форме и действием во внешней речи «про себя» (Гальперин. 1959; 1965; 1985; 2002). Когда действие теряет материальные опоры и переводится в план громкой речи, то, оставаясь предметным по своему содержанию, оно впервые становится речевым по форме. Гальперин подчёркивал, что данная форма речи есть социализированная речь, когда учащийся сообщает обучающему его взрослому о выполняемом действии, т. е. это одновременно и действие в речевой форме и сообщение о нём; «происходит скачок от предметного действия к мысли об этом действии» (Гальперин. 2002. С. 206), т. е. действие впервые принимает форму мысли.
При выполнении действия в громкой речи необходимо избегать однотипных формулировок: от учащегося требуется обращение к разным вариантам речевых объяснений, и лишь после того как «разные способы выражения одной и той же предметной мысли будут хорошо обыграны, можно ввести речь в узкое русло формулы» (Гальперин. 2002. С. 206–207).
В ранних работах Гальперин различал две стадии формирования действия в громкой речи: «а) полное и правильное выполнение действия "своими словами" и б) выполнение его как "своими словами", так и по установленной формуле» (Гальперин. 1965. С. 37).
Выполнение действия в громкой речи без предметов как один из этапов формирования действия представлен в экспериментальных исследованиях, выполненных под руководством Гальперина (Буткин. 1968; Гальперин. 1974; 2002; Лернер. 1974; Обухова. 1968; и др.).