#Психолого-педагогические концепцииПсихолого-педагогические концепцииИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегПсихолого-педагогические концепцииПсихолого-педагогические концепцииНайденo 25 статейПсихические, психофизиологические процессы или явленияПсихические, психофизиологические процессы или явления Формализм в обученииФормали́зм в обуче́нии, психологическое и педагогическое явление, заключающееся в механическом заучивании обучающимися подлежащего усвоению материала без достаточного понимания его содержания. Формализм тормозит психическое развитие школьников и не способствует формированию их познавательной мотивации. Преодолению формализма в обучении было посвящено Всероссийское совещание по народному образованию 1944 г., которое положило начало его исследованиям в педагогике (М. Н. Скаткин) и психологии (Л. И. Божович, Н. А. Менчинская и др.). Формализм выступает одной из главных причин школьной неуспешности; его преодоление и профилактика входят в число задач, стоящих перед школьными учителями.Образовательные технологии Педагогика и психология исключительного детства КащенкоПедаго́гика и психоло́гия исключи́тельного де́тства Ка́щенко, система педагогических и психологических идей В. П. Кащенко, связанная с воспитанием и обучением детей с нарушениями поведения. Главный принцип, из которого она исходит – социальная обусловленность детской исключительности, в том числе трудностей характера. К основным положениям относятся: единство исследовательской и практической работы педагогов; определяющая роль педагогических методов коррекции нарушений характера в комплексной медико-педагогической помощи детям; особое внимание к формированию личности ребёнка – в частности, воспитание через труд; единство коррекционных и профилактических мероприятий. Разработанная Кащенко система педагогической коррекции способствовала оформлению в России дефектологии (впоследствии коррекционной педагогики) как самостоятельной области научного знания, а её практическая эффективность была подтверждена специалистами, работающими с детьми с нарушениями развития.Научные теории, концепции, гипотезы, модели Дидактическая система ЗанковаДидакти́ческая систе́ма Занко́ва, экспериментальная система начального школьного обучения, созданная советским педагогом и психологом Л. В. Занковым во 2-й половине 20 в. Система разработана в рамках педагогического исследования связи между построением обучения и ходом общего психического развития школьников. Теоретическим основанием системы Занкова выступили представления Л. С. Выготского о соотношении обучения и умственного развития. В рамках дидактической системы Занкова были разработаны учебные программы по всем учебным предметам начальной школы, что обеспечило возможность широкого применения системы в образовательной практике. Одним из заметных итогов обучения детей по системе Занкова явился переход с четырёхлетнего на трёхлетнее начальное обучение. Сформулированные Занковым принципы дидактической системы и результаты её реализации в образовании вызвали критику со стороны В. В. Давыдова, одного из авторов теории развивающего обучения.Педагоги, деятели образования Сухомлинский Василий АлександровичСухомли́нский Васи́лий Алекса́ндрович (1918–1970), российский и украинский педагог. Создал самобытную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, признании личности ребёнка высшей ценностью процессов воспитания и образования. Утверждал гуманистическую педагогику, возвышающую личность над коллективом. Разработал комплексную программу «воспитания красотой» через художественные образы в виде бесед, поучений, наставлений и заповедей, обращённых к учителям и ученикам, а также сказок, раскрывающих проблемы нравственности.Научные теории, концепции, гипотезы, модели Свободное воспитаниеСвобо́дное воспита́ние, направление в педагогике, рассматривающее воспитание как помощь природе ребёнка, естественно развивающегося в процессе освоения окружающего мира и свободно самоопределяющегося в нём. Исторически неразрывно связано с гуманистической педагогической традицией эпохи Возрождения. Непосредственным предшественником теории свободного воспитания считается Ж.-Ж. Руссо. Основоположником свободного воспитания в России стал Л. Н. Толстой, впоследствии отказавшийся от данных педагогических воззрений и противопоставивший им религиозное воспитание. Как самостоятельное направление оформилось в начале 20 в. Реализуется преимущественно в частных учебных заведениях, стремящихся строить образовательный процесс исходя из интересов ребёнка и опирающихся на принципы свободного воспитания.Термины Проблемное обучениеПробле́мное обуче́ние, тип развивающего обучения, в основе которого лежит постановка педагогом учебно-проблемных задач. В процессе решения проблемных задач учащиеся овладевают обобщёнными способами приобретения новых знаний и применяют их для решения конкретных систем задач. При проблемном обучении сближаются процессы учения и научного познания (творчества). Строится на основе теории познания как поиска и разрешения противоречий в действительности, психологических исследований мышления как творческого процесса, идей развивающего обучения, психологической концепции развивающего обучения.Научные теории, концепции, гипотезы, модели Модель организационной культуры ДенисонаМоде́ль организацио́нной культу́ры Де́нисона, описательная и измерительная модель корпоративной (организационной) культуры, связывающая параметры культуры с эффективностью деятельности и бизнес-результатами организации. Модель широко применяется в мире для исследования и консультирования организаций; обнаружены значимые связи параметров, заложенных в модель, с показателями эффективности бизнеса компаний. Модель описывает характеристики адаптации организации к требованиям внешней среды и внутренней интеграции деятельности.Научные проблемы, задачи Дискуссия по теории поэтапного формирования умственных действий и понятий ГальперинаДиску́ссия по тео́рии поэта́пного формирова́ния у́мственных де́йствий и поня́тий Гальпе́рина, полемика вокруг выдвинутой П. Я. Гальпериным гипотезы формирования умственных действий, развернувшаяся на страницах журнала «Вопросы психологии» в конце 1950-х гг. Первые устные и письменные выступления Гальперина, обобщающие результаты исследований по проблеме формирования умственных действий, вызвали противоречивое отношение со стороны специалистов в области школьного обучения – психологов и педагогов. На страницах журнала «Вопросы психологии» развернулась дискуссия, начало которой положила статья Гальперина «Умственное действие как основа формирования мысли и образа» (1957). Критический отклик на неё был представлен статьями Ю. А. Самарина, А. А. Люблинской, Н. А. Менчинской, Е. Н. Кабановой-Меллер; в поддержку развиваемых Гальпериным идей выступили Д. Б. Эльконин, Н. Ф. Талызина и В. В. Репкин. Формальным завершением дискуссии можно считать статью Гальперина «Несколько разъяснений к гипотезе умственных действий» (1960), в которой он с опорой на полученные экспериментальные данные приводит доводы, подтверждающие выдвинутую им гипотезу, а также обозначает перспективы будущих исследований.Научные теории, концепции, гипотезы, модели Деятельностная теория ученияДе́ятельностная тео́рия уче́ния, разработанная Н. Ф. Талызиной во 2-й половине 20 в. оригинальная концепция педагогической психологии, которая базируется на общепсихологической теории деятельности и теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина. На основе принципов деятельностной теории учения (изначально теории усвоения) Талызина описала требования к управляемому формированию понятий в практике школьного обучения. Теория отражена в книгах «Педагогическая психология» (1998), «Деятельностная теория учения» (2018).Педагоги, деятели образования Декроли ОвидДекроли́ Ови́д (1871–1932), бельгийский педагог-реформатор, психолог, один из представителей нового воспитания. В 1907 г. создал школу, которая строилась на принципе удовлетворения интересов и потребностей детей, в основу обучения и воспитания были положены т. н. центры детских интересов. Особую роль отводил игре в процессе обучения. 123