#Психолого-педагогические концепции
Психолого-педагогические концепции
Тег

Психолого-педагогические концепции

Психолого-педагогические концепции
Найденo 22 статьи
Научные теории, концепции, гипотезы, модели
Свободное воспитание
Свобо́дное воспита́ние, направление в педагогике, рассматривающее воспитание как помощь природе ребёнка, естественно развивающегося в процессе освоения окружающего мира и свободно самоопределяющегося в нём. Исторически неразрывно связано с гуманистической педагогической традицией эпохи Возрождения. Непосредственным предшественником теории свободного воспитания считается Ж.-Ж. Руссо. Основоположником свободного воспитания в России стал Л. Н. Толстой, впоследствии отказавшийся от данных педагогических воззрений и противопоставивший им религиозное воспитание. Как самостоятельное направление оформилось в начале 20 в. Реализуется преимущественно в частных учебных заведениях, стремящихся строить образовательный процесс исходя из интересов ребёнка и опирающихся на принципы свободного воспитания.
Оркестр Дома сирот Януша Корчака. Музей Варшавского гетто, Варшава
Термины
Проблемное обучение
Пробле́мное обуче́ние, тип развивающего обучения, в основе которого лежит постановка педагогом учебно-проблемных задач. В процессе решения проблемных задач учащиеся овладевают обобщёнными способами приобретения новых знаний и применяют их для решения конкретных систем задач. При проблемном обучении сближаются процессы учения и научного познания (творчества). Строится на основе теории познания как поиска и разрешения противоречий в действительности, психологических исследований мышления как творческого процесса, идей развивающего обучения, психологической концепции развивающего обучения.
Педагогика и образование
Научные теории, концепции, гипотезы, модели
Модель организационной культуры Денисона
Моде́ль организацио́нной культу́ры Де́нисона, описательная и измерительная модель корпоративной (организационной) культуры, связывающая параметры культуры с эффективностью деятельности и бизнес-результатами организации. Модель широко применяется в мире для исследования и консультирования организаций; обнаружены значимые связи параметров, заложенных в модель, с показателями эффективности бизнеса компаний. Модель описывает характеристики адаптации организации к требованиям внешней среды и внутренней интеграции деятельности.
Модель организационной культуры Денисона
Научные проблемы, задачи
Дискуссия по теории поэтапного формирования умственных действий и понятий Гальперина
Диску́ссия по тео́рии поэта́пного формирова́ния у́мственных де́йствий и поня́тий Гальпе́рина, полемика вокруг выдвинутой П. Я. Гальпериным гипотезы формирования умственных действий, развернувшаяся на страницах журнала «Вопросы психологии» в конце 1950-х гг. Первые устные и письменные выступления Гальперина, обобщающие результаты исследований по проблеме формирования умственных действий, вызвали противоречивое отношение со стороны специалистов в области школьного обучения – психологов и педагогов. На страницах журнала «Вопросы психологии» развернулась дискуссия, начало которой положила статья Гальперина «Умственное действие как основа формирования мысли и образа» (1957). Критический отклик на неё был представлен статьями Ю. А. Самарина, А. А. Люблинской, Н. А. Менчинской, Е. Н. Кабановой-Меллер; в поддержку развиваемых Гальпериным идей выступили Д. Б. Эльконин, Н. Ф. Талызина и В. В. Репкин. Формальным завершением дискуссии можно считать статью Гальперина «Несколько разъяснений к гипотезе умственных действий» (1960), в которой он с опорой на полученные экспериментальные данные приводит доводы, подтверждающие выдвинутую им гипотезу, а также обозначает перспективы будущих исследований.
Психология
Научные теории, концепции, гипотезы, модели
Деятельностная теория учения
Де́ятельностная тео́рия уче́ния, разработанная Н. Ф. Талызиной во 2-й половине 20 в. оригинальная концепция педагогической психологии, которая базируется на общепсихологической теории деятельности и теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина. На основе принципов деятельностной теории учения (изначально теории усвоения) Талызина описала требования к управляемому формированию понятий в практике школьного обучения. Теория отражена в книгах «Педагогическая психология» (1998), «Деятельностная теория учения» (2018).
Психология
Научные теории, концепции, гипотезы, модели
Педагогическая антропология
Педагоги́ческая антрополо́гия, область знаний на стыке философии, педагогики, психологии и антропологии, изучающая развитие личности человека в процессе получения образования, вопросы социализации, практики воспитания и обучения в разных культурах и образовательных системах, в ту или иную историческую эпоху, возможности достижения человеком психологической, социальной, личностной зрелости, раскрытия его человеческого потенциала. Педагогическая антропология рассматривает человека с позиции целостности его развития, в ходе учебной деятельности, и выступает в качестве методологии гуманистически ориентированной педагогики. Идеи целостного понимания человека и антропологизации педагогики высказывались в трудах И. Канта, Ж.-Ж. Руссо, Я. А. Коменского. Как отдельная область знания педагогическая антропология сложилась в середине 19 в., её основоположником в Германии был К. Шмидт, в России – К. Д. Ушинский. В дореволюционной России идеи педагогической антропологии развивались в двух направлениях: медико-биологическом (П. Ф. Лесгафт, Н. П. Гундобин, Г. Я. Трошин и др.) и гуманистическо-педагогическом (Н. И. Пирогов, П. Д. Юркевич, М. И. Демков, П. Ф. Каптерев и др.). В советский период развитие педагогической антропологии происходило в 1920–1930-х гг. в рамках педологии, а позже, с 1960-х гг., – детской и педагогической психологии. В 1965 г., возвращаясь к заложенной Ушинским традиции общего человекознания, Б. Г. Ананьев опубликовал работу «Человек как предмет воспитания (перспективы педагогической антропологии)». Возрождение и институционализация педагогической антропологии как отдельной области исследований состоялись в России в 1980–1990-х гг. в первую очередь в связи с учебной программой и трудами Б. М. Бим-Бада. Современная педагогическая антропология в России представлена в работах В. И. Слободчикова и Е. И. Исаева, И. В. Котовой, Г. М. Коджаспировой, Г. Б. Корнетова, В. И. Максаковой, А. П. Огурцова, Т. А. Петруниной и др.
Педагогика и образование
Научные эксперименты, проекты, программы
Практические приложения теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий Гальперина
Практи́ческие приложе́ния тео́рии планоме́рно-поэта́пного формирова́ния у́мственных де́йствий и поня́тий Гальпе́рина, разработка различных видов обучения (обучающих программ) с опорой на концепцию поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина. Положение о единстве теории и практики – одно из ключевых в концепции Гальперина – получило отражение во многих его публикациях. Гальперин обозначил возможные точки приложения своего подхода, в первую очередь – при решении проблем образовательной практики: выравнивание успеваемости на высоких показателях и доступность общеобразовательной программы массовой школы для всех нормально развивающихся детей; диагностика и коррекция психического развития, решение проблемы школьной неуспешности; разработка требований к разумному построению учебных предметов. Выполненные под руководством Гальперина исследования профессионального обучения показали продуктивность использования теории планомерно-поэтапного формирования в реальной практике подготовки специалистов. Формирующий метод применяется в восстановительном обучении, в диагностико-коррекционных занятиях с детьми с нарушениями развития.
Психология
Научные методы исследования
Метод поэтапного формирования
Ме́тод поэта́пного формирова́ния, метод психологического исследования, направленный на формирование предметного действия с заданными свойствами. Разработан П. Я. Гальпериным и широко использовался в исследованиях в рамках теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий. Метод берёт начало от экспериментально-генетической стратегии исследования Л. С. Выготского. В работах Гальперина метод именуется по-разному: метод поэтапного формирования, планомерного формирования, планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий. Возможности метода продемонстрированы Гальпериным, его учениками и коллегами на различном материале, в том числе при изучении проблем «чистой мысли», внимания, соотношения обучения и умственного развития. В силу обучающей направленности метод поэтапного формирования может быть использован не только в исследовательских целях, но и как метод обучения.
Психология
1
2
3