Материальная форма действия
Материа́льная фо́рма де́йствия, форма действия, при которой оно выполняется с использованием материальных предметов, одна из форм (уровней) предметного действия в процессе его образования; понятие теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина. Гальперин описывал эту форму как выполнение действия на оригинальных предметах (Гальперин. 1985. С. 6), когда ребёнок учится считать, вычитать, складывать в форме действия с внешними предметами (Гальперин. 2017).
Выполнение действия в материальной форме – один из этапов формирования нового действия, это первая форма самостоятельного действия учащегося (Гальперин. 1965; 2002). Необходимо различать материал, с которым действует обучающийся, и запись схемы ориентировочной основы действия; и то и другое должно быть представлено во внешней форме. В ранних исследованиях Гальперин использовал термин «материальный уровень выполнения действия» (Гальперин. 1959; 1966), а также выделял две стадии: действие с материальными или материализованными объектами и действие с их материализованными обозначениями (Гальперин. 1965. С. 37).
Разновидностью материальной формы является материализованная форма, когда действие выполняется на моделях, схемах, чертежах, изображениях (Гальперин. 1985. С. 6). Материальная (и материализованная) форма предшествует переводу действия сначала в речевую, а потом и в умственную форму. Переход от материальной формы выполнения действия к громкоречевой предполагает отказ сначала от внешней опоры – записи ориентировочной основы действия на ориентировочной карточке, а потом от опоры на внешние предметы (и их заместители).
Назначение материальной (материализованной) формы действия – воспроизведение действия в полном составе его операций в определённой последовательности. Именно материальная (материализованная) форма действия позволяет контролировать процесс его формирования и обеспечивает исправление ошибок.
Экспериментальные исследования становления действия в рамках теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий Гальперина проводились преимущественно с использованием не материальной, а материализованной формы действия. В качестве примеров обращения именно к материальной форме действия можно привести обучение умственно отсталых детей младшего школьного возраста решению арифметических задач посредством первоначально развёрнутого действия пересчёта реальных предметов (Непомнящая. 1957), формирование восприятия объёмных фигур по их изображениям на плоскости с использованием тонких палочек, картона и пластилина на материальном этапе формирования действия (Лернер. 1974). Ещё одним примером, который приводил Гальперин, является выполненное под руководством Д. Б. Эльконина исследование психолога М. В. Гамезо по формированию «умения читать географическую карту», в котором использовалось материальное воспроизведение объекта (лепка из сырого песка), предшествующее словесному анализу местности (Гальперин. 1976).
М. В. Гамезо поставил вопрос о правомерности объединения в одном этапе формирования материальных и материализованных действий, предполагающих использование реальных предметов или обозначающих их моделей: если знак предполагает отрыв действия от вещей, то и «"вооружение" действия знаком превращается в особый "этап" формирования последующего умственного действия» (Гамезо. 1975. С. 39).