Свойства действия (в концепции Гальперина)
Сво́йства де́йствия (в концепции Гальперина), характеристики действия на различных этапах его формирования. По мере продвижения действия по шкале поэтапного формирования его свойства претерпевают существенные изменения, кроме того, в законченном виде действие приобретает новые свойства, которыми оно ранее не обладало.
Проведённые под руководством П. Я. Гальперина исследования были направлены на поэтапное формирование действия с заданными свойствами (Гальперин. 1959; 1965; К учению об интериоризации. 1966; Метод срезов ... 1966; 1977; Лекции по психологии. 2002; О предмете психологии. 2002 и др.): «...не просто формирование "умственных действий", образов и понятий… но их формирование с заданными свойствами» (Гальперин. 1977. С. 39). Это меняет общую стратегию исследования: «Вместо изучения того, как идёт формирование действия, теперь выдвигается требование – выяснить, а если нужно, то и создать условия, обеспечивающие формирование действия с заданными свойствами» (Гальперин. 1969. С. 16). Без этого требования «не будет необходимости подыскивать систему таких условий, которые обеспечивают приобретение заданных свойств» (Гальперин. О предмете психологии. 2002. С. 12).
Разработанная Гальпериным теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий включает в себя 4 большие группы условий: формирование достаточной мотивации действий, обеспечение правильного выполнения нового действия, воспитание его желаемых свойств, превращение действия в умственное (Гальперин. 1985). В данном случае речь идёт о 3-й группе условий. По мере формирования действие, не меняясь по своему предметному содержанию, претерпевает существенные изменения по целому ряду параметров, или свойств. Свойства действия называются также параметрами потому, что имеют разные степени (Гальперин. Лекции по психологии. 2002. С. 181).
Представления Гальперина о свойствах образующихся действий менялись с развитием теории. Можно выделить 3 этапа развития представлений о свойствах действия.
Первый этап охватывает период 1950–1960-х гг. (Гальперин. 1959; 1965; К учению об интериоризации. 1966; Метод срезов... 1966; Психология мышления... 1966). В этот период Гальперин выдвинул гипотезу о том, что психическая деятельность является результатом перенесения внешних материальных действий в план отражения, т. е. в план восприятия, представлений и понятий. Процесс переноса осуществляется через ряд этапов, на каждом из которых действие воспроизводится в новой форме и претерпевает системные преобразования по ряду параметров (свойств). По каждому параметру действие характеризуется каким-нибудь определённым показателем, сочетание показателей по всем параметрам даёт представление о состоянии действия в целом.
Полноценное действие более высокого порядка не может сложиться без опоры на предшествующие формы того же действия и в конечном счёте на его исходную форму – действие, выполняемое в полном составе своих операций как внешний, чувственно воспринимаемый материальный процесс (Гальперин. 1959).
Действие человека:
происходит на том или ином уровне: формирование действия начинается во внешней материальной (или материализованной) форме, далее через внешнеречевой и уровень внешней речи «про себя» действие переносится во внутренний умственный план;
всегда обладает той или иной степенью обобщения: «Обобщение является средством выделения существенных условий от несущественных» (Гальперин. 1965. С. 9); «...обобщить действие – значит выделить из многообразных свойств его объекта именно те свойства, которые одни только и нужны для выполнения этого действия» (Гальперин. 1959. С. 451);
производится с разной полнотой операций (развёртывание действия и его сокращение); «развернуть действие – значит показать все его операции в их взаимной связи» (Гальперин. 1959. С. 451);
с разной мерой освоения: освоение имеет «разные степени и более высокие из них проявляются автоматизацией» (Гальперин. 1965. С. 9).
Эти 4 характеристики составляют постоянные свойства человеческого действия, их можно считать его основными (или первичными) параметрами. Эти параметры определяют качество действия: оно тем выше, чем больше обобщение, сокращение и освоение действия (Гальперин. 1959).
Из сочетания определённых показателей первичных параметров получаются производные, или вторичные, свойства действия:
разумность обеспечивается развёртыванием и обобщением действия: если развёртывание действия способствует выделению его объективных связей, то обобщение этих связей психологически означает их очищение от несущественного (Гальперин. Психология мышления ... 1966. С. 261);
сознательность достигается «путём отработки разумного действия в "громкой речи без предметов"» (Гальперин. 1965. С. 10).
Общее направление развития действия Гальперин характеризовал следующим образом: «Психологическая эволюция идёт от развёрнутого внешнего действия с частными объектами к максимально обобщённому... и автоматизированному действию, которое выполнятся в идеальном плане и с понятиями как с новыми объектами» (Гальперин. Метод срезов ... 1966. С. 130).
Взгляды Гальперина, относящиеся ко 2-му этапу, 1970-м гг., получили отражение в его лекциях по психологии (Гальперин. Лекции по психологии. 2002). В этот период сохранилось разделение свойств действия на первичные и вторичные: если первичные свойства присущи действию всегда, то вторичные – это «то, что мы хотим воспитать, но чего нет или может не быть в том или ином конкретном случае» (Гальперин. Лекции по психологии. 2002. С. 179). Вторичные свойства также именуются желаемыми (Гальперин. Лекции по психологии. 2002. С. 181) и образуются из определённого сочетания первичных. К первичным свойствам относятся:
уровень действия – материальный, речевой, умственный (Гальперин. Лекции по психологии. 2002. С. 181);
полнота звеньев действия: действие может быть «более развёрнуто, менее развёрнуто, по-разному развёрнуто в разных своих частях (ориентировочной и исполнительной)» (Гальперин. Лекции по психологии. 2002. С. 180);
мера дифференцировки: мера отделения существенных свойств от несущественных, «то, что обеспечивает, с одной стороны, обобщение, а с другой – меру устойчивости к помехам» (Гальперин. Лекции по психологии. 2002. С. 180);
временные показатели действия – темп и ритм;
силовые показатели действия – величина и распределение усилий.
Ко вторичным свойствам относятся:
разумность действия, которая предполагает, что «субъект ориентирует своё действие на его объективные существенные отношения» (Гальперин. Лекции по психологии. 2002. С. 178);
обобщённость действия означает, что «субъект умеет выделять существенные отношения действия из многообразия тех конкретных условий, в которых ему приходится действовать, в том числе из системы мешающих условий (помех)» (Гальперин. Лекции по психологии. 2002. С. 178);
сознательность – «возможность человека дать словесный отчёт о своём действии» (Гальперин. Лекции по психологии. 2002. С. 178);
критичность – сличение принятых критериев с действительностью, «оценка соответствия принятых критериев объективной действительности» (Гальперин. Лекции по психологии. 2002. С. 191);
мера овладения – мера автоматизации; «целостность, непрерывность выполнения действия, заданный темп и ритм суть показатели меры овладения новым действием» (Гальперин. Лекции по психологии. 2002. С. 194).
Третий этап приходится на 1980-е гг. В это время Гальперин готовил к печати книгу «Общие основы психологии» (1985, согласно титулу рукописи), которая до настоящего времени не опубликована. Кроме того, в середине 1980-х гг. Гальперин читал спецкурс «Формирование психических процессов». Эти 2 источника (материалы научного архива П. Я. Гальперина; см. Степанова. 1998) позволяют составить представление об изменениях взглядов Гальперина в 1980-е гг. Ещё в 1970-е гг. он писал, что действие как объективный процесс обладает временны́ми и силовыми характеристиками. Остальные же его характеристики – «это характеристики действия как действия субъекта» (Гальперин. Лекции по психологии. 2002. С. 181), которые и выступили предметом специального изучения в работах Гальперина. Из них особое внимание уделялось психологическим свойствам действия.
В 1980-е гг. Гальперин отказался от деления свойств действия на первичные и вторичные и вместо этого предложил различать структурные, динамические, уровневые и собственно психологические характеристики (свойства).
К структурным характеристикам действия относятся
особенности его строения: разделение ориентировочной и исполнительной частей действия и опосредованность действия своеобразным психическим орудием – схемой его ориентировочной основы;
полнота действия – действие выполняется с полным или неполным составом операций.
Динамические свойства действия:
силовые параметры – величина и распределение усилий на разных участках действия;
временны́е параметры – темп и ритм действия.
Уровневые характеристики, или уровни выполнения действия:
внешнепредметный – действие производится с вещами или их заменителями;
чисто перцептивный – действие с теми же вещами, но без движений рук, вещи находятся перед глазами;
речевой – задача решается вслух;
уровень «про себя».
Собственно психологические характеристики действия:
обобщённость – определятся диапазоном вариантов условий, в которых действие может успешно осуществляться;
разумность – ориентация действия на существенные связи материала;
сознательность – возможность дать полный и правильный отчёт о своём действии в свободной речи;
критичность – сличение понятий о вещах с самими вещами.
В последней прижизненной публикации «Методы обучения и умственное развитие ребенка» (1985) Гальперин выделял структурные свойства действия (Гальперин. 1985. С. 6), но при этом не останавливался на анализе его психологических свойств, а писал об отработке желаемых свойств – разумности, сознательности, обобщённости, меры овладения и т. д. Таким образом, можно говорить о незавершённости учения Гальперина о свойствах формируемого действия.
Анализ представлений Гальперина о свойствах действия по материалам опубликованных работ и научного архива представлен в работе М. А. Степановой (1998).