#Психолого-педагогические технологииПсихолого-педагогические технологииИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегПсихолого-педагогические технологииПсихолого-педагогические технологииНайденo 18 статейТерминыТермины Проблемное обучениеПробле́мное обуче́ние, тип развивающего обучения, в основе которого лежит постановка педагогом учебно-проблемных задач. В процессе решения проблемных задач учащиеся овладевают обобщёнными способами приобретения новых знаний и применяют их для решения конкретных систем задач. При проблемном обучении сближаются процессы учения и научного познания (творчества). Строится на основе теории познания как поиска и разрешения противоречий в действительности, психологических исследований мышления как творческого процесса, идей развивающего обучения, психологической концепции развивающего обучения.Педагоги, деятели образования Вирт Уильям АлбертВирт Уи́льям А́лберт (1874–1938), американский педагог. Разработал систему организации работы школы (т. н. Плэтун-план), обеспечивающую рациональное распределение времени между занятиями, трудом и играми, преемственность начальной и средней ступени обучения. Наряду с традиционным преподаванием применялась комплексная система обучения.Термины РезильентностьРезилье́нтность, характеристики, которыми обладает индивидуум (ребёнок или взрослый), лучше других справляющийся с неблагоприятными, разрушительными обстоятельствами, возникающими в процессе их развития, способный преодолевать неблагоприятные внешние воздействия. Термин «академическая резильентность» приходит в образование и впервые применялся в международных сравнительных исследованиях для определения способности школьников из семей с ограниченными социальными, экономическими и культурными ресурсами достигать высоких результатов в тестах. В зависимости от области применения значение термина варьирует от психологической способности справляться со стрессом и жизненными невзгодами до способности детей с социально неблагополучным бэкграундом демонстрировать высокие образовательные достижения. Резильентность рассматривается как многомерное понятие, процесс, происходящий во взаимодействии индивида и его социального окружения.Научные отрасли ТестологияТестоло́гия, теория и технологическая практика создания и применения тестов в областях науки и практики, связанных с деятельностью и поведением людей. Тестология зародилась в рамках английской измерительной школы экспериментальной психологии в конце 19 в. (работы Ф. Гальтона, Дж. Кеттелла). Развивается как прикладная междисциплинарная теория на стыке психологии, педагогики, медицины, социологии, маркетинга, когитологии, компьютерных наук и технической метрологии. Тестологию отличают психометрики – теории и практики психологических измерений. В контексте тестологии ключевой термин «тест» обозначает измерительную стандартизованную методику, направленную либо на количественную диагностику психических свойств человека, либо на уровень его знаний, умений, навыков, компетенций, психофизиологических характеристик.Образовательные организации Педагогические и просветительные обществаПедагоги́ческие и просвети́тельные о́бщества в России, общественные организации в области образования. До 1917 г. действовали просветительные общества, содействовавшие развитию образования в целом; научно-педагогические, разрабатывавшие вопросы теории и школьной практики; профессиональные учительские организации, способствовавшие объединению учителей, защите их юридических и гражданских прав, повышению их профессиональной подготовки. Наиболее распространёнными были благотворительные общества вспомоществования учащимся и взаимопомощи учителей.Научные эксперименты, проекты, программы Практические приложения теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий ГальперинаПракти́ческие приложе́ния тео́рии планоме́рно-поэта́пного формирова́ния у́мственных де́йствий и поня́тий Гальпе́рина, разработка различных видов обучения (обучающих программ) с опорой на концепцию поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина. Положение о единстве теории и практики – одно из ключевых в концепции Гальперина – получило отражение во многих его публикациях. Гальперин обозначил возможные точки приложения своего подхода, в первую очередь – при решении проблем образовательной практики: выравнивание успеваемости на высоких показателях и доступность общеобразовательной программы массовой школы для всех нормально развивающихся детей; диагностика и коррекция психического развития, решение проблемы школьной неуспешности; разработка требований к разумному построению учебных предметов. Выполненные под руководством Гальперина исследования профессионального обучения показали продуктивность использования теории планомерно-поэтапного формирования в реальной практике подготовки специалистов. Формирующий метод применяется в восстановительном обучении, в диагностико-коррекционных занятиях с детьми с нарушениями развития.Научные методы исследования Метод поэтапного формированияМе́тод поэта́пного формирова́ния, метод психологического исследования, направленный на формирование предметного действия с заданными свойствами. Разработан П. Я. Гальпериным и широко использовался в исследованиях в рамках теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий. Метод берёт начало от экспериментально-генетической стратегии исследования Л. С. Выготского. В работах Гальперина метод именуется по-разному: метод поэтапного формирования, планомерного формирования, планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий. Возможности метода продемонстрированы Гальпериным, его учениками и коллегами на различном материале, в том числе при изучении проблем «чистой мысли», внимания, соотношения обучения и умственного развития. В силу обучающей направленности метод поэтапного формирования может быть использован не только в исследовательских целях, но и как метод обучения.Термины Интерактивная группаИнтеракти́вная гру́ппа, объединение людей, в котором взаимодействие участников друг с другом происходит беспрепятственно, всеми способами поощряется и может быть использовано в том числе для достижения целей этой группы и/или её лидера. Отличительной чертой интерактивной группы является общение её членов между собой и возможность для участников оказывать воздействие друг на друга. Наиболее часто применяется в обучении и психотерапии. В бизнесе под интерактивной группой понимается группа сотрудников во главе с руководителем или фасилитатором, которая вырабатывает решение вынесенной на обсуждение проблемы путём управляемой коммуникации друг с другом. В контексте разработанной В. Г. Врумом, Ф. Йеттоном и А. Яго модели принятия управленческого решения метод интерактивной группы наиболее близок к демократическому стилю руководства, однако по-прежнему предполагает активное участие руководителя, голос которого учитывается наравне с голосами всех остальных участников и который играет роль фасилитатора дискуссии. Таким образом, основной целью интерактивной группы в бизнесе является не благополучие её участников, а достижение поставленной цели. При этом ответ, к которому должна прийти группа, не определён заранее и представляет собой совместно принятое решение.Педагоги, деятели образования Шацкий Станислав ТеофиловичШа́цкий Станисла́в Теофи́лович (1878–1934), российский педагог, один из организаторов общества «Сетлемент» и создатель школы нового типа. В основе разработанной Шацким концепции – идея организации «открытой» школы, центра воспитания детей в социальной среде, ядром которой он считал эстетическое воспитание.Научные теории, концепции, гипотезы, модели Шкала поэтапного формированияШкала́ поэта́пного формирова́ния, последовательность этапов формирования предметного действия; одно из ключевых понятий теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина. Названия этапов даны в соответствии с уровнем (формой) выполнения формируемого действия. По мере развития теории, при сохранении общей логики продвижения действия по шкале поэтапного формирования, представление о последовательности этапов претерпевало изменения. Гальперин указывал на теоретическое значение шкалы поэтапного формирования как средства объективного изучения механизмов образования умственных действий и на её практическое значение как инструмента диагностики и прицельной коррекции формируемого действия, тем самым – управления процессом усвоения. 12