Платереско
Платере́ско (исп. plateresco, от platero – ювелир), стилевое направление в архитектуре Испании 1-й половины 16 в.
Впервые термин «платереско» употребил испанский историк Д. Ортис де Суньига (17 в.) для описания декора здания Аюнтамьенто в Севилье; в современном понимании используется только с 18 в. и относится более к характеристике скульптурно-архитектурного декора, нежели к описанию конструкции.
Платереско соответствует первому этапу в развитии зодчества испанского Возрождения. Его характерная черта – тесное слияние архитектурного ордера и декора в виде гротесков с готическими и ренессансными конструктивными формами. В своём развитии платереско прошёл две стадии. Первая стадия (1-я четверть 16 в.), получившая название декоративного, или готического, платереско (в 21 в. в литературе используется термин «готико платереско»), характеризуется сохранением старой структуры перекрытий (своды стрельчатых очертаний или артесонадо – наборные потолки) и использованием для украшения фасадов композиций типа ретабло, в которых отдельные ордерные формы и геральдические символы погружены в обильный декор, составленный из гротесков. Постройки второй стадии (до 1560-х гг.) – т. н. строгого (или ренессансного; в 21 в. преобладает термин «эстило орнаментадо») платереско – отличаются ясной ордерной структурой фасадов с минимумом гротесков, а также введением конструктивных новшеств в духе итальянского Возрождения (в частности, крестовые нервюрные своды заменяются на полуциркульные).
Основные постройки в стиле платереско: в Саламанке – корпус Эскуэлас-Майорес университета (завершён в 1533; особый интерес представляет фасад), фасад Нового кафедрального собора (начат в 1513), монастырь Сан-Эстебан (1524–1610, архитекторы Хуан де Алава, Педро де Ибарра), фасад и двор монастыря Лас-Дуэньяс (около 1533), дворец герцогов Монтеррей (1539–1566), а также фасад коллегиума Сан-Ильдефонсо в Алькала-де-Энарес (1537–1553, все – архитектор Р. Хиль де Онтаньон), Ратуша в Севилье (1527–1534, архитектор Д. де Рианьо), церковь монастыря Сан-Херонимо в Гранаде [1513–1543, архитекторы Якобо Флорентино (Я. Торни), Д. де Силоэ], «Золотая лестница» в кафедральном соборе в Бургосе (1519–1523, архитектор де Силоэ), капелла Спасителя в Убеде (1540–1559, архитекторы де Силоэ, А. де Вандельвира), главный фасад и двор алькасара в Толедо (начат в 1545, архитектор А. де Коваррубиас). Традиции платереско получили оригинальное развитие в испанских колониях Латинской Америки.
В 19 в., в эпоху эклектики в Испании, интерес к возрождению национальной художественной традиции породил своеобразную интерпретацию платереско, получившую название «стиль Монтеррей» (от дворца Монтеррей в Саламанке, архитектор Р. Хиль де Онтаньон, строительство начато в 1539), или неоплатереско.