Мочика (археологическая культура)
Мочи́ка, Моче (Mochica, Moche), археологическая культура (около 100–750) на территории северного побережья Перу, одна из крупнейших цивилизаций в Южной Америке до инков. Открыта немецким археологом М. Уле в 1899 г. в ходе раскопок могильников в долине Моче близ современного г. Трухильо и была названа «прото-Чиму» по сходству керамики и иконографии с Чиму (в 1925 название «раннее Чиму» ввёл американский этнолог А. Л. Крёбер). Название «Мочика» дано перуанским археологом-любителем Р. Ларко Ойле в 1930-х гг. – от языка мучик, на котором до 18 в. говорили индейцы в долинах от Хекетепеке до Лече; распространено в испано-, франко-, немецко-, русскоязычной литературе. В англо-американской литературе после Второй мировой войны обычно используется термин «Моче» – по названию долины. Выделяется 5 периодов.
Традиции Мочика восходят к культурам побережья: Куписнике (около 900–200 до н. э.), Салинар (около 200 до н. э. – рубеж 1 в. до н. э. и 1 в. н. э.), Гальинасо (в основном первые века н. э.). Для двух последних, как и для Мочика, характерны вытянутые на спине трупоположения, завёрнутые в циновки, в узких ямах. В Салинар есть модели святилищ с односкатной крышей и входом во всю ширину передней стены, керамика с т. н. эротическими изображениями, похожие на мочикские. К Куписнике восходят развитая техника обработки драгоценных металлов, шаровидные сосуды со стремевидным горлом, изображение антропоморфных персонажей с клыками во рту, змеями у головы и пояса, возможно, некоторые другие образы.
В периоды I–III (к северу от долины Чикамы и в периоды IV–V) Мочика сосуществовала с Гальинасо. К периодам I и II (около 100–300), когда носители Мочика, вероятно, представляли собой группу вождеств, относится ритуально-административный центр Сипан с монументальными платформами из сырцового кирпича и могилами элиты. В период III началось активное строительство таких платформ (высота до 40 м) в Уакас-де-Моче; происходит экспансия Мочика на юг – до долины Уармей (на юге известны и инокультурные памятники). К этому времени относят возникновение государства, первого в Южной Америке. В период V (около 600–750) памятники Мочика на юге пропадают, центр в Уакас-де-Моче был оставлен или утратил значение, но выше по реке, в предгорьях, возник г. Галиндо; другие центры политических образований появились в долине Ламбаеке (Пампа-Гранде) и, возможно, в долине Хекетепеке. Этот период заканчивается гибелью основных центров и усилением влияния Уари. Около 800 г. в Моче и Чикаме на основе Мочика складывается ранняя культура Чиму, севернее – из элементов культур Мочика, Уари и в меньшей степени горной культуры Кахамарка формируется культура Ламбаеке (Сикан).
В основе хозяйства Мочика – орошаемое земледелие (кукуруза, фасоль, тыквы, арахис, хлопок, фрукты и овощи), разведение лам, морское рыболовство и промысел морских львов с использованием 1- и 2-местных лодок из тростника. Охота на оленей, видимо, являлась привилегией знати. Были известны плавка и обработка золота, серебра, меди (украшения, иглы, шилья, рыболовные крючки). Крупные предметы из меди (долота, топоры-ножи, лезвия землекопалок), скорее всего, использовались только в ритуалах. Большинство золотых вещей содержит до ¼ меди, которую с помощью химико-термической обработки удаляли с поверхности, чтобы она выглядела золотой. Бытовую керамику лепили вручную, парадную – в формах, подвергали лощению, ангобированию, раскраске коричневой и кремовой, реже чёрной краской (в период V – до 6 цветов). Характерны сосуды со стремевидным горлом, шаровидные или яйцевидные с высоким горлом-раструбом; миски с отогнутой верхней частью стенок, на поддоне и без него. Много сосудов из тыквы-горлянки. Ткали из хлопка на станке, нижняя перекладина которого крепилась к поясу ткачихи, верхняя – к столбу. Строили из кирпича-сырца (им нередко обкладывали и стены погребальных камер), тростника, дерева. Оружием служили копьеметалка с дротиками, палица; одеждой – набедренная повязка, иногда короткая юбочка и рубаха с короткими рукавами, у женщин – длинная рубаха, иногда наброшенная на голову как накидка.
Прослежена 4-уровневая иерархия поселений, сильная общественная и экономическая дифференциация. Судя по знакам на кирпичах, к возведению монументальных платформ привлекались крестьянские общины. Пленники, добытые в ходе ритуализированных сражений (их соотношение с обычными войнами неясно) между представителями элиты, подвергались мучительной казни. Керамические сосуды с натуралистическими скульптурными (в том числе «портретные сосуды»), рельефными и расписными изображениями, настенные росписи, изображения на предметах из золота, серебра, меди, дерева, раковин, на тканях и других материалах являются источником для реконструкции многих сторон идеологии и культуры Мочика. Вероятно наличие у носителей Мочика бога Солнца, богини Луны, героя, который вместе со своим спутником богом-игуаной убивает чудовищ. Многие персонажи сочетают признаки людей и животных. Действо, связанное с мифологемой космической катастрофы (исчезновение Солнца и восстание оживших деталей одежды и оружия), возможно, разыгрывалось в ходе обрядов, вероятно календарных. Восприятие загробного мира было связано с представлениями о плодородии земли. Считалось, что умершие попадали в «нижний мир», где проводили время в увеселениях.