О’Горман Хуан
О’Го́рман Хуа́н (Juan O’Gorman) (6.7.1905, Мехико – не позднее 18.1.1982, там же), мексиканский архитектор и живописец.
Родился в семье ирландского живописца Сесила Крофорда О’Гормана (1874–1943). В 1927 г. окончил архитектурное отделение Национальной школы изобразительных искусств в Мехико.
Работая под влиянием Ле Корбюзье и в русле функционализма, О’Горман спроектировал несколько частных домов в районе Мехико Сан-Анхель (дом С. К. О’Гормана, 1929; дом и мастерская Ф. Кало и Д. Риверы, 1931–1932; собственный дом, 1931–1932). В должности главного архитектора Министерства образования О’Горман реконструировал 33 и построил 20 новых школ в Мехико и его окрестностях (1933–1934), использовав стандартизированную планировку с классной комнатой в качестве модуля.
В середине 1930-х гг. оставил архитектуру, занявшись живописью. Специального художественного образования О’Горман не получил; первые уроки ему дал отец, затем он учился у Риверы, Кало, А. Руиса и др. Работая в русле мурализма, О’Горман создал триптих из панно для аэропорта Мехико на антифашистские и антиклерикальные темы (1937–1938, сохранилась только центральная часть «Покорение человеком воздуха»), настенную роспись «История Мичоакана» в Библиотеке Хертрудис Боканегра в Пацкуаро, штат Мичоакан (1941), серию росписей на исторические сюжеты в Национальном музее истории в Мехико (во дворце Чапультепек; 1960–1961 и 1968–1969), роспись «Кредит преображает Мексику» в здании Международного банка в Мехико (1965).
В конце 1940-х гг. О’Горман вернулся к архитектурной практике, но отошёл от принципов модернизма. Фасады построенной по его проекту Центральной библиотеки Университетского городка в Мехико (1951–1953, совместно с архитекторами Г. Сааведрой и Х. Мартинесом де Веласко) почти полностью покрыты мозаиками из природного камня, иллюстрирующими историю Мексики: их подчёркнутая декоративность и органичность, почерпнутые О’Горманом из национального художественного наследия, оттеняют правильный геометрический объём здания. Синтеза зодчества и искусства в русле органической архитектуры О’Горман достиг в проекте собственного жилища в Мехико (1953–1956, не сохранилось), где природные пещеры были украшены рельефами и мозаиками.
В области станковой живописи создавал пейзажи («Песчаный карьер в Тетельпе», 1942, Музей современного искусства в Нью-Йорке; «Мехико», 1949, Музей современного искусства, Мехико), портреты (автопортрет, 1950, Музей современного искусства, Мехико), фантастические полотна («Надгробие промышленного капитализма», 1943, собрание П. Гутьерреса Рольдана, Мехико) с подчёркнутым вниманием к деталям и использованием народных традиций (надписей и прочего).
Покончил жизнь самоубийством; найден мёртвым 18 января 1982 г.