Масиель Леонель
Масие́ль Леоне́ль, Леонель Масиель Санчес (Leonel Maciel Sánchez) (род. 21.3.1939, Соледад-де-Масиель, штат Герреро), мексиканский живописец. Представитель «поколения разрыва», постмодернизма и магического реализма.
Происходит из многодетной фермерской семьи, его младший брат – художник Кихано. Л. Масиель учился в 1958–1962 гг. в Национальной школе живописи, скульптуры и гравюры «Ла Эсмеральда» (ENPEG) в Мехико. Жил в Мехико, с 1980-х гг. – в Тепоцтлане и Куэрнаваке, много путешествовал.
Для творчества Масиеля характерна стилистическая переменчивость. Период его становления как художника отличался интересом к экспрессионизму и абстрактному экспрессионизму. Работы этого периода отличаются эмоциональностью манеры, тёмным колоритом, текстурностью и пастозностью, доходящей иногда до рельефности живописной поверхности. Живопись при этом фигуративна, хотя изображения людей превращены в силуэты или уподоблены маскам («Бдение над гробом Анастасии», 1966, частное собрание). В этот период у Масиеля впервые возникла тема Христа, которая в дальнейшем затрагивалась художником в самом разном ключе. В ранней работе «Без названия» (1963, частное собрание) образ трактуется через плотский соблазн, в духе романа Н. Казандзакиса «Последнее искушение» (опубликован в 1955). Одноимённая другому роману того же писателя картина «Христа распинают вновь» (1967, частное собрание) трактует образ в иной, монументально-декоративной манере, близкой народному мексиканскому барокко. Глубокое знание Масиелем не только современного искусства, но и наследия старых мастеров проявилось в полотне «Человек в золотом шлеме. Оммаж Рембрандту» (1970).
В 1970-е гг. краски сохраняли яркость, но становились прозрачными, противопоставления смягчались, чаще доминировал один цвет, использовалась светотень. В этот период художник начал много работать акварелью, иллюстрируя детские книги. Фабулы картин этого времени относятся к событиям жизненного цикла человека, как экстраординарным (рождение – «Смотри, мама, гномиха рожает Бембо Пароту!», 1977; свадьба – «Свадьба койотов», 1978; смерть – «Бдение над гробом Хеласио Тринадад Росилес», 1973, все – частное собрание), так и повседневным («Оставил вам там мёртвого петуха, обдерите его», 1978, частное собрание). Однако в изображённых событиях, наряду с людьми, участвуют и разные фантастические существа, что вводит эти работы в контекст магического реализма. Своей живописной изысканностью они напоминают полотна представительницы сюрреализма Л. Каррингтон. В то же время темы и грубоватые названия сближают их с народным творчеством. Индейские мотивы проявились здесь через обращение к образам искусства майя, в первую очередь росписям Бонампака с их переодетыми в животных «многосоставными» персонажами. Стилистически работы Масиеля этого времени близки творчеству Ф. Толедо – одного из наиболее известных представителей «поколения разрыва».
В начале 1980-х гг. Масиель вновь изменил живописную манеру: интенсивность цветов и резкость сопоставлений доведена до предела; красочные фрагменты противопоставлены крупным монохромным плоскостям, окрашенным в чёрный или белый цвета («Мулатка как мулатка №4», 1982, частное собрание). С той же целью использовалась техника аппликации из цветной или золотой бумаги, или чистый, незакрашенный фон, например, пёстро-коричневой мексиканской бумаги амате, по которой художник работал акриловыми красками. В подобной сложной технике создана эффектная серия из шести крупноформатных (240 х 125 см) графических работ, посвящённая разным территориям американского континента («Огненная земля», 1985, «Мореплаватели Рапануи», 1985, и др.). Живопись второй половины 1980-х гг. отличают жизнерадостность и ирония; в ней много образов детства («Красный дом», 1990) и автопортретов («Ах, дорогая, плыл я по Папалоапану, но сел из-за тебя на мель на Миссисипи», 1989, частная коллекция).
Стилистика конца 1980-х – начала 1990-х гг., несколько напоминающая работы В. В. Кандинского, отличается декоративизмом. На светлых фонах размещено множество абстрактных геометрических форм и фигур, напоминающих живых существ.
Возвращение из долгого путешествия по Южной и Юго-Восточной Азии в 1994–1995 гг. обозначило новую смену живописной манеры. В работах конца 1990-х гг. впервые заметно усилилась реалистическая линия при сохраняющем условность интенсивном колорите. Этот приём в сочетании с введением в бытовую композицию неожиданных персонажей превращает повседневные сюжеты в увлекательно-загадочные («Липстик», 1997) и даже пугающе-мистические («Дансон», 1998). Своеобразным подведением промежуточных итогов творчества мастера стала серия работ, состоящая из одной «Тайной вечери» и двенадцати «Распятий», созданных художником в 1998 г. в разных стилях, от фотореализма и оп-арта до подражания комиксу и детскому рисунку («Распятие I», «Распятие IX»).
Творческая манера Л. Масиеля окончательно сформировалась к началу 2000-х гг. В ней органически сочетаются фигуративизм и элементы абстрактного искусства; преобладает сложный и изысканный колорит, построенный как на полутонах, так и на контрастных сопоставлениях. Художник вернулся к пастозной манере своих ранних работ: наложенные неровными, рваными слоями краски создают сложную игру поверхности. Преобладают темы повседневности, она показана исключительно радостно или мудро-иронично («Всадник с попугайчиком и красное небо», 2011; «Отцовство», 2016). Среди работ большое место занял натюрморт («Китайская роза и морской язык», 2011), часто посвящённый еде, в том числе конкретному блюду. Иногда натюрморт разрастается до жанровой картины: из двадцати таких натюрмортов создана серия, посвящённая кухне штата Герреро (2009–2010, в том числе «Чачалака на углях»), позднее опубликованная как отдельная книга рецептов с иллюстрациями (El banquete de Maciel ... 2016).
Масиель начал также разрабатывать пейзажную тему в рамках жанровой картины (серия о соли: «Соляная гора с великаншей и девочкой», 2009). По-прежнему важное место занимают портреты («Гадание на кофейной гуще», 2002) и автопортреты («Модель и её художник», 2015), которые часто имеют эротический оттенок.
К крупнейшим по размеру (33,5 м2) произведениям мирового искусства на эротическую тему принадлежит полиптих «Небесные и земные удовольствия. Оммаж Эриху Фромму» (2014) в бывшем доме Э. Фромма в Куэрнаваке, посвящённый созданному в этом доме труду Фромма «Искусство любить» (1956). Написанный с большой долей юмора и самоиронии красочный полиптих раскрывает разные аспекты и варианты сексуальности в сценах, во многом носящих автобиографический характер.