Ороско Хосе
Оро́ско Хосе́, Хосе Клементе Ороско (José Clemente Orozco) (23.11.1883, Сьюдад-Гусман, штат Халиско – 7.9.1949, Мехико), мексиканский живописец, график, один из основателей мурализма.
Учился в Академии Сан-Карлос в Мехико (1908–1914). Участник Мексиканской революции 1910–1917 гг.; в 1917–1919 и 1927–1934 гг. жил в США. Член «Синдиката революционных живописцев, скульпторов и гравёров». Начинал как карикатурист и график (серия «Мексика в революции», 1913–1917).
В первых монументальных росписях (двор Национальной подготовительной школы, 1922–1924, 1926–1927; совместно с Д. Риверой, Д. Сикейросом и др.; «Дом изразцов», 1925, оба – в Мехико) наметились основные темы и тенденции творчества Ороско – стремление философски осмыслить мексиканскую действительность и судьбы Латинской Америки в целом, показать драматизм революции. Во фресках Ороско прослеживается влияние итальянского Проторенессанса, их отличают лаконизм и экспрессия образов, обобщённость форм, ясность композиции; вместе с тем они продолжают тематику его ранней графики.
На протяжении всего творчества Ороско продолжал обличать ложь и насилие, будучи убеждённым, что добро должно быть воинственным. Во фреске «Прометей» (1930, Помона-колледж в Клэрмонте, штат Калифорния, США) сложился характерный для Ороско композиционный приём сопоставления увеличенной в масштабе фигуры-символа и мятущейся массы людей. В это время несколько изменилась и живописная манера художника: мазок стал более экспрессивным.
После поездки в Европу в 1931 г. Ороско снова работал в США. В цикле росписей в Библиотеке Бейкера Дартмутского колледжа в Хановере (штат Нью-Гэмпшир, 1932–1934), развивая идеи своих ранних фресок, Ороско дал своё истолкование социально-исторических проблем Латинской Америки. В росписи «Катарсис» во Дворце изящных искусств в Мехико (1934) Ороско развивал тему современной машинерии. Полемизируя с Риверой и другими художниками, воспевавшими технический прогресс, он уподобил машину колоссальной мясорубке, перемалывающей человека. Название фрески как бы даёт ключ к её прочтению: очищение посредством осмысления и сопереживания.
В конце 1930-х гг. Ороско работал в Гвадалахаре, создал росписи в здании Университета, во Дворце правительства (1936–1937) и в капелле госпиталя епископа Кабаньяса (Каваньяса; 1938–1939). Композиционная основа фрескового ансамбля капеллы – навеянные реальностью драматические сцены, которые становятся как бы «подножием» для расположенных в купольном пространстве символов стихий и композиции «Человек огня»; в этом эпическом произведении сплавились воедино символы жизни, события современности и историческая панорама Мексики.
Для поздних работ Ороско характерны мощная динамика живописных масс, предельная насыщенность колорита, образный гротеск [фрески в зданиях Верховного суда (1936–1941), госпиталя Хесус-Насарено (1942–1944, на темы Апокалипсиса), Национального музея истории во дворце Чапультепек (1948, все – в Мехико)]. Во фреске «Национальная аллегория» (1947–1948) на внешней стене Национальной школы учителей в Мехико Ороско впервые применил новый для монументальной живописи материал – силикон; вслед за Сикейросом он использовал в станковой живописи пироксилин.
Ороско создавал многочисленные литографии, рисунки, иллюстрации (к роману «Те, кто внизу» М. Асуэлы, 1929, и др.).
В 1951 г. в Гвадалахаре открыт Музей-мастерская художника.